Наверх (Ctrl ↑)

Илия Пророк, Никола, Иоанн Предтеча, с Богоматерью Знамение

Средник складня-триптиха

Илия Пророк, Никола, Иоанн Предтеча, с Богоматерью Знамение
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород

Вторая половина — конец XV в.

27 × 24 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. 2901

Происходит из Никольской церкви в селе Вегорукса Медвежьегорского района в Карелии (Заонежье).

См. в «Галерее»:

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982, с. 295-296 

 
с. 295
¦
59. Илья Пророк, Никола, Иоанн Предтеча, с «Богоматерью Знамение» (средник складня-триптиха)
(стр. 126; илл. стр. 501)
ГРМ, инв. 2901.
Вторая половина — конец XV в.
27 × 24.

Происхождение. Из Никольской церкви в с. Вегорукса Медвежьегорского района Карельской АССР (Заонежье). Поступила в ГРМ в 1959 г. (привезена экспедицией Музея).

Раскрыта в ГРМ в 1959–1960 гг. С. Ф. Коненковым.

Доска липовая, цельная без шпонок, без ковчега и без паволоки.

Следы гнезд от деревянных штырей на боковых гранях, торцовые поля опилены.

Сохранность живописи хорошая. Боковые створки складня утрачены.

Описание.

Изображения поясные, фронтальные, на киноварном фоне. Никола держит Евангелие, Илья и Предтеча — свитки. Илья одет в желтый хитон, подбитую зеленым «мехом» светлую фиолетово-коричневую мантию и белый с черными полосками плат. Никола в фиолетово-коричневой фелони и белом с черными крестами омофоре. Иоанн Предтеча в зеленой власянице и желтовато-зеленой мантии. «Богоматерь Знамение» вверху в трехцветном зеленом ореоле.

Над изображением «Богоматери Знамение» пятилопастной выступ-навершие с оранжево-зелеными цветами в ромбах, исполненными, возможно, позднее.

Все одежды написаны плоскостно и графично. Линии складок и высветления даны в тон.

Моделировка ликов и рук мягкая с незначительными высветлениями и легкой подрумянкой по светло-оливковому санкирю. Оживки обильные и тонкие, лежащие по форме. Особенно сильно акцентированы ими руки. Фон отделен от полей тонкой прерывистой белильной чертой. Нимбы золотые.

Надписи киноварные по зеленому (в ореоле) и белильные по красному фону:

Иконография.

Издаваемый фрагмент — часть одного из трех складней, сохранившихся от новгородской иконописи XV в. (ср.

На складне из Вегоруксы, как и на двух других триптихах, состав изображений имеет тот же характер, что и на большей части новгородских икон XV в. с. 295
с. 296
¦
Изображение «Богоматери Знамение», нередко располагавшееся в верхней части композиции, обладало многогранным символическим значением и воспринималось прежде всего как реплика прославленной чудотворной иконы XII в. — палладиума Новгорода (подробнее см. кат. № 23 и ссылки при нем). Фигуры, помещенные в основной зоне средника складня из Вегоруксы, могут быть соименными заказчикам, т. е. иметь значение личного патроната. Однако наиболее вероятно, что каждая из фигур, как и их сочетание, имеет более широкий смысл. Об иконографии Ильи Пророка см. кат. № 14, Николы — кат. № 2 (ссылки); о сочетании изображений Ильи и Николы — кат. № 23, там же иные примеры сочетания этих фигур.

Фигуры Иоанна Предтечи и Ильи размещены в иконке симметрично, они парные: Илья Пророк истолковывался как ветхозаветный прообраз Иоанна Предтечи (см. об этом: кат. № 14).

Интересные сведения об иконных складнях содержат памятники письменности. В Повести о Луке Колочском сообщается, что в 1413 г. около Можайска некоему поселянину явилась на дереве икона Богоматери «со двема затворцы». На одном «затворце» был написан «образ Божия ревнителя и великого пророка Илии», а на другом — «святителя и чюдотворца Николая»2. В описи Новгорода 1617 г. (ЦГАДА, ф. 96) рассказывается о складне с Параскевой Пятницей и архангелами Михаилом и Гавриилом (см. кат. № 22, «Иконография»).

2 «Русские повести XV–XVI века». Сост. и ред. М. О. Скрипиль и Б. А. Ларин. М.–Л., 1958, с. 116.

Датировка и атрибуция.

Э. С. Смирнова [1966] отнесла складень к новгородской живописи второй половины XV в., предположив, что созданный в Новгороде памятник вскоре после его изготовления попал на Север и там был исполнен орнамент навершия. Аналогично датируется произведение и в остальных изданиях.

Несмотря на происхождение складня с территории Заонежья, икона не является памятником «северных писем». О создании памятника в новгородской, хотя и не первоклассной художественной мастерской говорит характер живописи, в частности контрастная, правда, несколько разбеленная красочная гамма с преобладанием киноварно-красных (фон), зеленых, фиолетово-коричневых и золотисто-желтых цветов, умелый рисунок складок одежд, изящные оживки, светлый санкирь и характер надписи.

Выставки.

Литература.

с. 296
 
¦


Литература