Иель Яков (уп. 1488)
Школа или худ. центр: Новгород
1488 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12849
Из собрания А. В. Морозова.
На нижнем поле иконы поновленная надпись «В лето 996 (1488) 5 написана бысть икона сия пове[ле]ньем раба Божиа диакона Кузме, а писал Яков Иель».
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:
1488 год. Яков Иель. Новгородская школа.
Гроб с телом Христа в белых пеленах и фигуры припадших и предстоящих расположены горизонтальными рядами. Позади фигур, в центре композиции, между вершинами горок, высится огромный темный шестиконечный крест. Под широкой перекладиной креста два симметрично расположенных ангела. Фигуры приземистые, движения угловатые. Вохрение по оливковому санкирю с мелкими, четкими движками. Красочная гамма яркая, построенная на резком сопоставлении киновари, зелени, охры, белил. Фон и поля желтые. Золото нимбов поновлено. На нижнем поле поновленная надпись: «В лето ЦЧЅ (996–1488) Е (5) написана бысть икона сиа
Доска липовая, шпонка сквозная, врезная. Паволока, левкас, яичная темпера. 34 × 27.
Собр. А. В. Морозова.
Поступила из ГИМ в 1930 году. [12849]
(стр. 126; илл. стр. 502)
ГТГ, инв. 12849.
1488 г.
34 × 27.
Происхождение. Из собрания А. В. Морозова. Поступила в ГТГ из ГИМ в 1930 г. На обороте имеются наклейки с надписями: «Краткое описанiе, Отдѣлъ второй, № 25, № 4050 Г. И. М.»; «ГИМ, Отдел иконографии, 4050»; «Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Народном комиссариате по просвещению. Автор — Новгород, ХV век (1457 г.). Название — Положенiе во гроб. Владелец А. В. Морозов. Инв. № 5761».
Раскрыта до 1917 г. (в книге А. Грищенко [1917] воспроизведена после раскрытия).
Доска липовая, цельная, с одной несквозной шпонкой посредине. Оборот доски залевкашен (?) и окрашен коричневой масляной краской. Ковчег, паволока.
Сохранность. Икона производит впечатление поновленной при «антикварной реставрации» (живопись фона, полей, креста, надписи, а также контуры и пробела на одежде). Золото плотное, новое. Но лики если и прописаны, то более тонко: кракелюр (в виде мелких ячеек) на ликах более заметен, чем на других участках.
Описание.
Внизу, параллельно нижнему краю иконы, изображено ложе, на котором возлежит Христос в белых пеленах. За ложем — припадающие к нему Богоматерь (у головы Христа), далее Иоанн Богослов и Иосиф Аримафейский, все трое с нимбами. У изголовья стоит жена в светло-зеленом мафории, правее — Мария Магдалина в красном, с воздетыми руками, далее жена в темно-зеленом мафории и Никодим. За ложем темно-оливковый крест с белыми надписями
,
два летящих ангела, две розовые горки. Лики написаны желтой охрой по светло-коричневому санкирю, с короткими парными «движками», без подрумянки. Одежды красные, зеленые, лиловые. Пробела резкие, грубые. Ложе Христа лиловое, украшено орнаментом-мраморировкой.
Нимбы золотые. Фон желтый. Поля желтые в два тона. Надписи на фоне в нижнем поле киноварью. На фоне и над ангелами:
На нижнем поле:
Иконография.
Композиция «Положения во гроб»1 претерпела в византийском искусстве большую эволюцию. Первоначально сцена изображалась как «Несение тела Христова» (см.:
Композиция, адекватная издаваемой иконе, изображающая «Оплакивание» (греческий термин «θρῇνος»), сложилась лишь к XI в. на основе сцен «Несения тела Христова», литургических текстов, апокрифического Евангелия Никодима в его поздних версиях, изображений на плащаницах, иконографии «Успения». Ранние примеры «Положения во гроб» как «Оплакивания» —
Примечательно, что на русской иконе «Положения во гроб» из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., ростовский круг, Музей имени Андрея Рублева) имеется надпись, имитирующая греческую: «о епилогос оренос», как на греческих плащаницах. Даже в позднепалеологовских памятниках «Оплакивание» иногда изображается с элементами «Несения тела Христова»: ср.
2 К. Weitzmann. The Origin of the Threnos. — «De Artibus Opuscula XL». Essays in Honor of Erwin Panofsky. New York, 1961, p. 476–487.
3 М. В. Алпатов. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977, табл. 98.
Особенности изображения «Положения во гроб» в допалеологовском искусстве: тело Христа лежит на земле или на низкой подстилке, все фигуры располагаются строго в плоскости. Из памятников, сохранившихся от той эпохи на Руси, ср.
Уже в XI–XII вв. возникают композиции, где одна из св. жен представлена с поднятыми в жесте скорби руками
Этот жест становится особенно характерным для изображений «Оплакивания» начиная с позднего XIII в. Один из примеров —
Иконографическая схема иконы 1488 г. восходит к подобным прототипам, но отличается меньшим количеством фигур и чисто иконным лаконизмом.
5 Д. Чорнаков. Фреске у цркви светог Климента у Охриду, 1295 год. Београд, 1961, илл. 40.
В конце XIII–XIV в. в сценах «Оплакивания» появляется изображение плоского камня, на котором возлежит тело Христа. Это реликвия, принесенная в Константинополь и хранившаяся в монастыре Панократора6. О существовании этой реликвии знали новгородцы. В Хожении дьяка Александра в Царьград (1393 г.) отмечено: «А в Понтократори монастыри доска Спасова, на ней же несли его ко гробу»7.
Тип «Положения во гроб», представленный в иконе 1488 г., установился в русском искусстве XV в. не сразу. В иконе Благовещенского собора Московского Кремля, идентичной по составу фигур, иные формально-композиционные особенности: сложная, пространственная группировка фигур, разнообразные жесты; Богоматерь изображена не за ложем, а слева, у изголовья8. В целом в этой композиции еще ощутимы традиции искусства XIV в.
8 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 26.
Такой извод, как в иконе 1488 г., — с симметричным расположением фигур, повторяющимися их абрисами, использован
Датировка и атрибуция.
Время создания иконы определяется датой в надписи на нижнем поле: 996 (6996), т. е. 1488 г. В литературе встречается совсем иное чтение даты: как 1457 г. (А. В. Грищенко [1917]), как 1388 г. (И. Э. Грабарь [1926]). Правильную дату дают А. И. Анисимов [1926], а также В. И. Антонова и Н. Е. Мнева [1963].
Надпись сообщает, что икона написана мастером Яковом Иелем.
Полных стилистических аналогий «Положению во гроб» не имеется. Некоторая близость обнаруживается в иконах «Рождество Богородицы» и «Благовещение» из праздничного чина (ГТГ, кат. №№ 56, 57).
Ср. также с миниатюрами Евангелия 1495 г. из Валаамского монастыря (БАН, 24.4 26).
Некоторые особенности предвосхищают стиль раннего XV] в.: резкий жест Марии Магдалины, приземистость фигур, имитация условного пространства на первом плане (эта особенность фиксируется впервые в праздничном чине из Гостинополья, конца XV — первых лет XVI в., кат № 77, для культуры XV в. она нехарактерна). Однако в тихой сосредоточенности сцены и спокойном, созерцательном состоянии образов сказывается настроение XV в.
Выставки.
Литература.