Школа или худ. центр: Новгород
Вторая половина — конец XV в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14278
Из собрания М. И. Тюлина, затем Л. К. Зубалова.
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:Благовещение.
Середина XV века. Новгородская школа.
Богоматерь сидит с пряжей в руке. Перед ней благовествующий архангел. В его левой руке мерило. Сверху на Богоматерь нисходит луч с голубем в круге (Святым Духом). На втором плане два здания эллинистического характера, украшенные широким орнаментальным фризом, и стена между ними. Вохрение по коричневому санкирю, темное с подрумянкой. Движки нанесены резкими, короткими линиями. Красочная гамма темная. Основные цвета: зеленый, сиренево-коричневый, серо-фиолетовый, желтый. Фон и поля золотые. Надписи и опушь на полях киноварные.
Доска сосновая, шпонки врезные, сквозные. Левкас, яичная темпера. 44×34.
Собр. М. И. Тюлина, затем Л. К. Зубалова.
Поступила из ГИМ в 1930 году. [14278]
(стр. 123; илл. стр. 499)
ГТГ, инв. 14278.
Вторая половина — конец XV в.
44 × 34.
Происхождение. Из собрания М. И. Тюлина, затем Л. К. Зубалова. Поступила в ГТГ из ГИМ в 1930 г.
Раскрыта, вероятно, до 1913 г., когда экспонировалась на выставке в Москве.
Доска сосновая, цельная, с двумя односторонними сквозными шпонками; с оборота, кажется, стесана по толщине. На обороте доски процарапана буква «Е» и несколько черточек. Ковчег, паволока.
Сохранность. Большие утраты и вставки (особенно в нижних углах, на нижнем поле и лузге внизу). Надписи поновлены. Живопись прописана, особенно по контурам и бликам.
Описание.
Богоматерь, в коричневом мафории и зеленом хитоне, сидит, слегка склонившись, на седалище с двумя подушками; правую руку с нитью пряжи она приподняла перед грудью, левой придерживает пряжу на колене. Приближающийся архангел одет в зеленый хитон и розово-лиловый с зелеными высветлениями гиматий. Вверху сегмент «неба» и нисходящий оттуда к Богоматери луч с изображением голубя. На втором плане две палаты, соединенные стеной, с очень крупным орнаментом, в том числе в виде фризов с перспективно изображенными консолями. Позем зеленый, фон, поля и нимбы золотые, опушь красная.
Иконография.
В отличие от распространяющегося в конце XV–XVI в. новгородского типа «Благовещения» с резко обернувшейся Богоматерью, специфическим островерхим киворием над нею, с широко шагающим архангелом (ср.
в иконе ГТГ дана иная схема: с покорно склоненной Богоматерью, округлым навесом над нею, спокойной фигурой архангела. В основе обоих изводов лежат различные моменты евангельского рассказа и литургических текстов (см. об этом кат. № 80, «Иконография»). Схема «Благовещения» со спокойно склоненной Богоматерью известна в московском искусстве XV в., ее эмоциональный тон отвечал настроениям московской художественной культуры. Ср. иконы
для конца XV в. ср.
«Благовещение» из ГТГ показывает, что в XV в. в Новгороде были известны но только специфические местные, но и «московские» иконографические изводы.
1 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 5, 123, 149.
Датировка и атрибуция.
В каталоге выставки 1913 г. икона определена как новгородский памятник начала XV в., у В. Н. Лазарева ([1947], [1954]) датирована первой половиной XV в., у В. И. Антоновой и Н. Е. Мневой [1963] — серединой XV в. В данном каталоге «Благовещение» отнесено ко второй половине — концу XV в. на основании стиля (подробнее см. стр. 123). Архитектурные кулисы, резко упрощенные по рисунку, с крупными орнаментами, напоминают постройки в миниатюрах Евангелия 1495 г. из Валаамского монастыря, БАН, 24.4.262. Вероятно, «Благовещение» происходит из того же праздничного ряда, что и «Рождество Богоматери» ГТГ (кат. № 56). Сходны приемы письма, цветовые оттенки. В обеих иконах лики написаны объемно, светлой охрой по коричнево-зеленому санкирю, с подрумянкой и парными «движками». В обеих иконах похожи цвета одежд, трактовка архитектуры, обилие ассиста на «мебели». Размеры и пропорции досок идентичны, на обороте процарапаны одинаковые значки. Между иконами есть и различия: отличаются надписи (на «Благовещении» она поновлена), неодинакова толщина досок (у «Благовещения» она стесана). Обилие реставрационных вставок и прописок не позволяет вынести окончательное суждение о принадлежности икон к одному праздничному циклу.
«Благовещение», насколько можно судить, написано более обобщенно и укрупненно, нежели «Рождество Богоматери». Фигуры в «Рождестве» отличаются хрупкостью, тонкостью, они похожи на фигуры в миниатюре Творений Григория Двоеслова, второй половины XV в., ГБЛ, ф. 209, собрания П. А. Овчинникова, № 794 (об этой рукописи см. также кат. № 36, «Датировка и атрибуция»), тогда как «Благовещение» этого сходства не обнаруживает.
Выставки.
Литература.
Вторая половина — конец XV века. Новгород
Дерево, темпера. 44 × 34
Находилась в собрании М. И. Тюлина, затем Л. К. Зубалова
ГТГ, инв. 14278
Икона была раскрыта до поступления в Третьяковскую галерею.
Благовещение представлено на фоне простых кубовидных построек, трактованных традиционно для живописи Новгорода. Богоматерь изображена сидящей. Ее правая рука поднята к груди с вопросительным жестом, выражающим одновременно и покорность воле Божией — «Се раба Твоя...», и удивление — «из бока чиста как могу родить Сына, скажи мне» (Акафист Богородице). Она смиренно склоняется навстречу приближающемуся архангелу. Гавриил плавно шагает с благословляющим жестом правой руки. Наверху в центре помещен сегмент «неба» с нисходящим к Богоматери лучом, в центре которого круг с белым голубем — символом Святого Духа.
В данной иконе Благовещение представлено в иконографическом изводе, более характерном для московской традиции, что подтверждает датировку памятника второй половиной — концом XV века, временем появления в новгородском иконописании московских иконографических схем. Для более ранних новгородских икон показательнее фигура Богоматери, сидящей спиной к архангелу и обернувшейся к нему в резком повороте.
Иконографическая тема Благовещения, восходящая к евангельскому тексту (
Согласно тексту Акафиста, Богоматерь в Благовещение прославляется как «звездо являющая солнце»; «утробо Божественного воплощения»; «лествище небесная, Ею же сниде Бог»; «мосте преводяй сущих от земли на небо»; «чудес Христовых начало»; «райских дверей отверзение»; «дверь спасения»; «всего мира очищение»; как «премудрости Божия приятелище», «рождшая всех святых святейшее Слово». В то же самое время момент Благовещения — важнейший в священной истории, знаменующий собою смену заветов, переход от закона к благодати.
Литература
Ю. Козлова