▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Евангелист Марк -  [],
Изображения с более высоким разрешением:

Евангелист Марк

Книжная миниатюра

Школа или худ. центр: Новгород

Начало XVI в.

Бумага, темпера. Основа — дерево.
18.1 × 11.3 см (размер миниатюры); 23.8 × 17.2 см (размер основы).

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 5318

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 284
¦
102. Книжная миниатюра1. Евангелист Марк

Начало XVI века. Новгород
Бумага, темпера. 18,1 × 11,3. Основа — дерево. 23,8 × 17,2
Находилась в частном собрании
Музей Андрея Рублева, инв. КП 5318

1 В XIX в. миниатюра была изъята из рукописной книги и обращена в икону: обрезана по краям, наклеена на доску и покрыта олифой. После поступления памятника в музей олифа была удалена.

Евангелист Марк сидя очинивает ножом белый калам — трость для письма. За его спиной стоит Премудрость. У нее звездчатый нимб из пересекающихся ромбов — зеленого и голубого, в правой руке жезл. Левой рукой она указывает на текст лежащего перед Марком на пюпитре Евангелия: «Во время оно хождаше [проходил] Иисус в субботу с [учениками] своими...»

Данный текст не является началом Евангелия. В Евангелии от Марка неоднократно упоминаются события, имевшие место в субботний день. Например, в главе 2 рассказывается о том, как апостолы, проходя в субботу засеянными полями, срывали колосья (Мк. 2 : 23). Но композиция произведения подсказывает, что скорее всего миниатюрист имел в виду начало главы 6 Евангелия от Марка: «Оттуда вышел он и пришел в Свое отечество, за ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему ?..» (Мк. 6 : 1–2). Это чтение относится ко вторнику 15-й недели по Пятидесятнице. Следовательно, миниатюра принадлежала рукописи не Четвероевангелия, а Евангельских чтений, и, вероятно, в книге она помещалась перед указанным чтением.

Если мы правы, то в композиции произведения выражена следующая мысль: сама олицетворенная Премудрость вдохновляет евангелиста продолжить текст словами о премудрости Христа.

Поза и движение Марка, его атрибуты восходят к иконографии миниатюр византийских Евангелий XIV века2. Тогда же становится особенно популярным восходящее к античному искусству изображение Премудрости, персонифицированной бескрылой женской фигурой со звездчатым нимбом. В новгородском искусстве украшения книги по времени издаваемому памятнику предшествует миниатюра с изображением Марка из Евангелия тетр Рогожского собрания первой трети XV века (РГБ, ф. 247, Рогожcк., № 138, л. 294 об.)3. Близка к нему по времени возникновения миниатюра из Евангелия апракос первой трети XVI века — 1520-х гг. (БАН, 213.1.26, л. 14 об.)4. Они могли быть исполнены по образцу афонского происхождения. Эти миниатюры составляют в искусстве Новгорода определенную иконографическую линию.

2
  • Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1994. С. 212–215.
3
  • Там же. Кат. № 3. С. 203–232. Цв. ил. 1.
4
  • Смирнова Э. С. Миниатюры двух новгородских рукописей // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1983. Сб. 3. С. 180, 182, 199, 202. Ил. на с. 196;
  • Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1994. Ил. на с. 229.

В изображении стоящего позади Премудрости башнеобразного строения с нависающей аркадой верхнего яруса и притворами по сторонам художник не следовал ни одной из известных в настоящее время новгородских миниатюр XV — начала XVI века. Подобные усложненные постройки, часто с семью столпами и другими символическими деталями, известны в новгородской иконописи с конца XV века (ср. здание в левой части «Благовещения» из серии икон-таблеток Софийского собора в Новгороде)5. Они развивают тему Дома Премудрости, на что указывает иконография «Премудрость созда себе дом» (кат. № 65).

5
  • Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода XV в.: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1982. Кат. № 63–11а. Ил. на с. 513.

Экспонируется впервые.

В. Сорокатый с. 284
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте | Вид интерфейса

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 718