Наверх (Ctrl ↑)

Обрезание Господне

Из праздничного чина

Обрезание Господне
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Поволжье

Середина — третья четверть XVII в.

Дерево, темпера.
89.5 × 57.5 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 996

Из церкви Иоанна Предтечи в Весьегонске Тверской области.

См. в «Галерее»:

 Группа ЦМиАР во ВКонтакте 

Установление праздника Обрезания Господня произошло в IV веке, но его наиболее раннее изображение относится к X веку. Сохранились лишь единичные примеры воспроизведения сюжета в греческом искусстве византийского периода. Он отсутствует в греческих и русских древних иконописных подлинниках, появляется в русском искусстве XVII века.

Наиболее ранние изображения Обрезания находятся в иконах строгановского круга «Богоматерь Владимирская с праздниками и ликами святых» Прокопия Чирина и неизвестного царского изографа. В праздничный ряд Обрезание включалось очень редко и, главным образом, начиная с конца XVII века. Икона из Весьегонска представляет едва ли не самый ранний из сохранившихся примеров помещения образа с этим праздником в иконостасе.

Иконография близко повторяет Сретение, что соответствует рекомендациям иконописного подлинника, в которых указывалось на «Сретение» как на образец для «Обрезания».

Миловидные округлые лики, изящные, вытянутые фигуры персонажей, которым вторят удлиненные архитектурные постройки, сложные силуэты фигур, как бы находящихся в танце, несколько дробный рисунок характерны для поволжской иконописи середины — третьей четверти XVII века. Светлый колорит, построенный на сочетании двух оттенков зеленого, двух красного и дополняющей их охры определяет художественную специфику иконы, которая представляет собой образец стиля мастеров верхневолжского региона, еще не затронутого кардинальными стилистическими изменениями, появившимися в столичной живописи этого времени.