▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Ватопедская икона Богоматери («Отрада и Утешение»)
Изображения с более высоким разрешением:

Ватопедская икона Богоматери («Отрада и Утешение»)

Школа или худ. центр: Ростов

Конец XVIII — начало XIX вв.

Серебро, эмаль на медной основе.
6.5 × 5 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 3800

См. в «Галерее»:

 Группа ЦМиАР во ВКонтакте 

Икона «Богоматерь Отрада и Утешение» — одна из чтимых богородичных икон Ватопедского монастыря на Афоне. Богородица представлена на ней обращенной ликом вправо, как бы отворачивающейся от Младенца, и отводящей его ручку от своих уст. Ее необычный жест объясняет позднее предание. В нем говорится, что ночь на 21 января (3 февраля) 807 года Ватопедский монастырь осадили разбойники, ожидая в засаде, когда откроются врата обители. В это время игумену, оставшемуся в церкви после службы, было видение — Богоматерь на иконе обратила к нему свой лик, а Младенец поднял ручку к ее устам со словами «Нет, Мать Моя, не говори им этого, пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, отведя Его руку, произнесла: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».

Почитаемый ныне в Ватопеде образ датируется XV веком.Его иконография стала известна на Руси в XVI столетии. Наиболее ранний известный русский образ такого типа датируется второй половиной XVI столетия и был написан в Москве. От афонского образа он отличается зеркальным изображением. В конце XVII века эта икона принадлежала святителю Димитрию Ростовскому и была его келейным образом. Предполагается, что он был благословлен им в Москве перед отъездом на Ростовскую митрополичью кафедру. В настоящее время эта икона находится при раке святителя в соборе ростовского Спасо-Яковлевского монастыря.

Популярность иконография «Отрада и Утешение» приобрела после канонизации святителя в середине XVIII века, ее часто изображали на его иконах, она стала пользоваться особым почитанием, с нее выполнялись списки.

Небольшой эмалевый образок из собрания музея был написан в Ростове местными художниками-эмальерами как паломническая реликвия Спасо-Яковлевского монастыря, представляющая его святыню, связанную со святителем Димитрием Ростовским.


Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте | Вид интерфейса

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 7140