▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Ахтырская икона Богоматери
Изображения с более высоким разрешением:

Ахтырская икона Богоматери

Школа или худ. центр: Центральная Россия (Павлово?)

Конец XVIII в.

Дерево, левкас, темпера.
33 × 28 см

Собрание М. Б. Миндлина, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

118. БОГОМАТЕРЬ АХТЫРСКАЯ131

Конец XVIII века
Центральная Россия (Павлово?)
33,0 × 28,0 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание М. Б. Миндлина]

131 Икона имеет одновременный ей неклейменый оклад.

Происхождение: Неизвестно.

Сохранность: Небольшие выщерблины древесины по краям. Большие тонированные вставки левкаса на полях, на фигуре архангела Михаила. Небольшие тонированные левкасные вставки на лике, руках и волосах Богородицы, фигуре Христа, фоне. Повреждения и потертости двойникового золота.

Реставрация: Реставрирована до поступления в коллекцию.

Образ Богоматери Ахтырской, по преданию, обретен в 1739 году в городе Ахтырка Харьковской области (ныне Сумская область, Украина). После явления образа Богоматери во сне баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 году, слава об иконе распространилась и при дворе. В 1751 году ее чудотворность была подтверждена постановлением Святейшего Синода. С этого времени она становится известна во множестве списков, в честь нее строятся храмы, и основываются монастыри.

Иконография образа восходит к западноевропейским образцам. Существует мнение о том, что в ее основе лежит одна из нидерландских гравюр, изображавших кающуюся Марию Магдалину. На данной иконе представлен расширенный вариант композиции. Богоматерь изображена в молении перед распятым Христом, рядом — атрибуты его страстей и орудия его мучений: столп, ризы, терновый венец, гвозди, губка, а также тридцать сребреников, петух и рука, ударившая Господа. На полях представлены святые, очевидно, соименные заказчику и его близким: архангел Михаил, Стефан Первомученик, Николай Чудотворец, преподобная Евдокия.

Живопись иконы отличается ярким декоративным характером. Центральная часть средника обрамлена широкой полосой растительного орнамента, выполненного красным по синему фону с золотыми крупными цветами. Лики написаны охрой ровным слоем. Возможно, связана с художественной традицией нижегородского села Павлово на Оке конца XVIII века.

Н. В. Герасименко


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте | Вид интерфейса

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6981