▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Минея на март
Изображения с более высоким разрешением:

Минея на март

Двусторонняя икона

Школа или худ. центр: Русский Север

Вторая половина XVI в.

Дерево, левкас, темпера.
21.3 × 17 см

Собрание М. Б. Миндлина, Россия

Оборот — «Минея на апрель».

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

113. МИНЕЯ НА МАРТ И АПРЕЛЬ

Вторая половина XVI века
Русский Север
21.3 × 17,0 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание М. Б. Миндлина]

Происхождение: Неизвестно.

Сохранность: Круглая сквозная утрата основы вверху в центре, трещина по нижнему краю. Утраты левкаса до доски и до паволоки на всех углах. Небольшие выпады левкаса и красочного слоя по краям. Тонированные выпады красочного слоя по всей поверхности. Многочисленные мелкие трещины.

Реставрация: Сведения отсутствуют.

Икона входила в серию из шести двусторонних таблеток с изображениями святых и праздников на двенадцать месяцев года. Очевидно, они были предназначены для возложения на аналой во время службы. Подобные произведения, как в виде таблеток маленького размера, так и больших икон особенно распространяются в древнерусском искусстве с XVI века. Ряд святых, представленный на этой иконе, является достаточно полным, соответствующим всем дням месяца. Также написаны несколько сцен праздников: Благовещение Богородицы, Собор архангела Михаила, Встреча Марии Египетской и преподобного Зосимы, Причащение Марии Египетской, Преставление преподобного Стефана. Выделение святого Стефана Пермского (день памяти 26 апреля) из ряда других святых и включение в композицию сцены его Успения, очевидно, связано с происхождением иконы. Среди отличительных черт следует отметить местные особенности написания некоторых имен святых: Ѡлисса — святая Елизавета; ]]slav|Иванъ]] — преподобный, прославляемый 19 апреля, хотя все другие святые того же имени на этой иконе имеют традиционное написание Іѡан.

Манера живописи близка русским памятникам конца XVI века, созданным в северных областях. Расположение святых очень плотное. Пропорции фигур укороченные, головы большие, плечи приподняты; многие святые жены написаны с резко склоненными набок головами. Охрение личного достаточно ровное с белильными высветлениями. Глаза и брови написаны бегло черными линиями и точками. На северное происхождение указывает и очень характерное письмо горок в сцене «Сорок мучеников Севастийских». Весьма вероятно, что икона могла быть создана в предгорьях Урала, в землях именитых людей Строгоновых.

Н. В. Герасименко


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6975