▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Рождество Христово
Изображения с более высоким разрешением:

Рождество Христово

Ок. 1500 г.

Дерево, левкас, темпера.
71.6 × 49.8 см

Собрание Е. А. Терлецкого, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

97. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Около 1500 года
Верхневолжские (Весьегонские ?) земли
71,6 × 49,8 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание Е. А. Терлецкого]

Происхождение: По непроверенным данным вывезена из Костромских земель. Приобретена в Ярославле в 1998 году.

Сохранность: Значительные замастикованные сколы дерева на нижнем поле. Утраты живописи с реставрационными вставками и частичной реконструкцией живописи. На новой живописи наведен искусственный кракелюр. Киноварная надпись и золотой фон утрачены.

Реставрация: Рестврирована В. М. Момотом и Д. И. Нагаевым в 1999–2000-х годах.

Входила в праздничный чин иконостаса, который отличался необычно вытянутым форматом досок. Икона близко повторяет «рублевский» извод сцены, сложившийся в московском искусстве в начале XV века (праздники из Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Владимира, Рождественской церкви в Звенигороде, ГТГ). Благодаря формату доски, заметно увеличены в масштабе и приближены к переднему плану нижние мизансцены.

Икона обладает яркими индивидуальными стилистическими особенностями. Мягкий приглушенный колорит, построенный на сочетании охристых, розовых и зелено-коричневых цветов разных оттенков, неторопливые движения персонажей, панорамный, почти космический характер изображения, растянутого по всей поверхности доски, со взбирающимися вверх волхвами, горками, деревьями создают своеобразный художественный образ, непохожий на известные иконы этого времени. Необычны отдельные приемы иконописца, например характер написания им пологих горок, завершенных причудливой формы лещадками, орнаментальные белильные разделки с красно-оранжевыми тенями и неожиданными киноварными всполохами. В ликах просвечивает мягкий зелено-коричневый санкирь, чуть приглушенный прозрачными охрами и высветлениями, — техника, характерная для живописи раннего XVI столетия. Поэтичность и сдержанность образов позволяет отнести памятник к одному из среднерусских центров, а необычный характер колорита напоминает иконы, написанные в верхневолжских землях или в новгородско-тверском пограничьи. Особенно он близок произведениям весьегонских мастеров.

И. А. Шалина


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6954