Наверх (Ctrl ↑)

Рождество Богоматери

Рождество Богоматери
Изображения с более высоким разрешением:

Аркадьев Семен

1853 г.

Дерево, левкас, темпера.
31.3 × 26.5 см

Собрание И. В. Арсеньева, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

95. Семен Аркадьев
РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
109

1853 год
31,3 × 26,5 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание И. В. Арсеньева]

109 Первая атрибуция иконы была сделана И. Л. Бусевой-Давыдовой.

Происхождение: Неизвестно. Приобретена в Москве в 2003 году.

Сохранность: Мелкие утраты живописи и золота, тонировки на фоне.

Реставрация: Сведения отсутствуют.

На нижнем поле слева в прямоугольной рамке подпись иконописца: «Написанъ [1853] Года // М. Семионъ ръкадьевъ».

Иконография праздника традиционна для Нового времени, представляет относительно свободное композиционное решение, воспринявшее влияние западных образцов. Мастер использовал подробный извод с представленным на дальнем плане благовестием ангелов молящимся о чадородии праведным Иоакиму и Анне. Уникальной особенностью является изображение Господа Саваофа и нисходящего от Его уст голубя, символа Святого Духа, которое, очевидно, позаимствовано из иконографии Благовещения. Образ Бога Отца или Новозаветной Троицы иногда помещался на верхнем поле различных икон в качестве отдельной композиции, но в данном случае он непосредственно связан со средником (хотя не выводится за пределы небесной сферы), являясь выражением своеобразного иконографического творчества автора.

По предположению И. Л. Бусевой-Давыдовой, мастер использовал в качестве образца западноевропейскую гравюру XVI века с характерным для этого времени орнаментом, воспроизведенным в черневом рисунке по золоту на полях иконы, или прорись с русского произведения XVII столетия, восходящего к гравированному оригиналу. Большое значение в композиции имеют выразительные жесты персонажей, скорее эмоционального, чем символического характера. Аллегорическое значение праведности, чистоты и непорочности, вероятно, подразумевается в изображении кувшина и лохани (купели) с белой пеленой на первом плане, горлицы с птенцами в гнезде на дереве, хотя последние также необходимы для буквального перевода рассказа о молитве праведной Анны. Точно следуя тексту апокрифа, художник показал на ликах праведных следы их преклонного возраста.

Икона могла предназначаться для помещения на храмовом аналое, входить в состав праздничного ряда небольшого иконостаса, являться обетным или семейным моленным образом.

Я. Э. Зеленина


Литература