Наверх (Ctrl ↑)

Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре

Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Поморье

Конец XVIII — начало XIX вв.

Дерево, темпера.
76 × 63 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 1839

См. в «Галерее»:

 Группа ЦМиАР во ВКонтакте 

Композиция Чуда симметрична, почти геральдична, что очень органично для народной иконы, тяготеющей к ясным и точным зрительным формулам. Вверху в центре изображен архангел Михаил, который должен вручать стоящим по сторонам от него братьям поводья коней. Но на этой иконе поводьев в его руках нет, как нет и двух коней, которых он должен держать за эти поводья. Архангел благословляет обращенных к нему братьев. При этом художник намеренно акцентирует внимание зрителя на их двуперстном сложении.

Художник, как это часто встречается на севере, немного нарушил традицию изображения святых Флора и Лавра. Согласно житию, они были близнецами и изображались одинаково — бородатыми средовеками. Здесь же Лавр представлен безбородым юношей.

В нижней части композиции Чуда о Флоре и Лавре всегда изображали стадо лошадей, которое выгоняют на водопой три всадника. Это «святые конюхи», в образах которых, как полагают, отразился древний балканский культ братьев Диоскуров. Животные, как это всегда бывает у народных мастеров, переданы очень живо и выразительно, хотя и довольно условно.

Икона написана в подражание произведениям, созданным в одном из крупнейших центров старообрядчества нового времени — Выго-Лексинского общежительства, находившегося в старинных новгородских землях на территории современной Карелии. Элементы пейзажа — горки с лещадками, как бы занесенные снегом холмики — выписаны в полном соответствии с выговскими образцами, которые мастер, живший в Поморье, хорошо знал. В то же время произведение написано в живой экспрессивной манере, связывающей его с традициями народного иконописания.