▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Покров
Изображения с более высоким разрешением:

Покров

Школа или худ. центр: Средняя Русь

Конец XVI в.

Дерево, темпера.
91.5 × 67 см

Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия
Инв. ж 1429

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 338
¦
125. Покров

Конец XVI века. Средняя Русь
Дерево, темпера. 91,5 × 67
Происхождение неизвестно
Музей-заповедник «Коломенское», инв. ж 1429

Сюжет иконы основан на житии святого Андрея Юродивого (X в.) о явлении ему Богоматери во время службы во Влахернском храме в Константинополе. Блаженный Андрей, вместе с которым был его ученик Епифаний, молясь в церкви об избавлении от врагов, увидел Богородицу, по сторонам которой стояли Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и многие святые, облаченные в белые одежды. Войдя в храм, Богородица подошла к амвону и молилась, затем сняла с себя мафорий и простерла его над молящимися в знак их защиты и покровительства. По другим источникам, в основу сюжета Покрова положен обряд, совершаемый во Влахернской церкви еженедельно во время всенощной службы, когда покров, закрывающий чудотворную икону Богоматери, как бы сам собой приподнимался и все молящиеся могли его видеть1.

1 Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода XV в.: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1982. С. 210–211.

На Руси праздник Покрова был установлен в XII веке во Владимире при князе Андрее Боголюбском. Не позже XIV века сложилось два основных варианта его изображения. Их условно называют суздальским и новгородским. В новгородском типе, к которому относится описываемая икона, покров держит не сама Богоматерь, а два ангела простирают его над нею и всеми молящимися.

Пречистая Дева в позе Оранты, с молитвенно воздетыми руками, представлена на фоне белого пятиглавого храма, над раскрытыми Царскими вратами. Окружающая ее небесная «слава», утвержденная на херувиме, и два ангела по сторонам ее подчеркивают теофанический характер открывшегося зрелища. Простертый красный с золотыми звездами покров, уподобленный небесному своду, венчает полуфигура Христа в золотых одеждах, благословляющего Церковь архиерейским жестом простертых рук. Его окружают три херувима, перекрестившие свои крылья.

Внизу, на амвоне, стоят Роман Сладкопевец и два сослужащих ему ангела. Слева от него — молящийся народ во главе с патриархом и царем Львом Мудрым, справа Андрей Юродивый указывает своему ученику Епифанию на чудесное видение. В средней зоне представлены лики святых: апостолы, пророки во главе с Иоанном Предтечей, святители — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, преподобные. Справа на кафедре стоит святой в диаконских одеждах (Роман Сладкопевец?), держащий над головой свиток со словами рождественской стихиры и славящего Богоматерь. Слева Богоматерь подает во сне архидьякону Роману (V в.) дар песнопения. Эта редкая для данной иконографии сцена встречается обычно в произведениях северных, в частности вологодских, мастеров.

Сюжет иконы раскрывает идею защиты от врагов, покровительства Богоматери всему человеческому роду. Она представлена как Небесная Царица, «непоколебимый столп церкви» и «нерушимая стена царства», в широком смысле — всей христианской державы, ограждающая мир от хаоса2. И одновременно Богоматерь здесь олицетворяет земную Церковь, через которую миру является образ Софии Премудрости Божией. «Софийные» понятия соборности, единения особо выражены в праздновании Покрова. Они звучат в общей молитве, возносимой всем человеческим родом к Богоматери и Спасителю.

2 Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 41.

О. Полякова с. 338
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте | Вид интерфейса

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6352