▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Богоматерь Прибавление Ума, с избранными святыми
Изображения с более высоким разрешением:

Богоматерь Прибавление Ума, с избранными святыми

XIX в.

Дерево, темпера.
23 × 19.8 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 3550

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 236
¦
82. Богоматерь Прибавление Ума, с избранными святыми

XIX век
Дерево, темпера. 23 × 19,8
Происхождение неизвестно
Музей Андрея Рублева, инв. КП 3550

О редкости данной иконографии писали исследователи в конце XIX и начале XX века. В Месяцесловах вплоть до конца XIX века икона не упоминается. Празднование ей совершается 28 августа на Успение Богородицы, так же как и целому ряду других икон Богоматери. Специальной праздничной службы нет.

Известно два различных сказания в публикациях XIX века, которые рассматривают этот сюжет и дают толкование названию иконы — «Прибавление Ума», или «Подательница Ума»1. Богоматерь выступает просительницей перед Христом о даровании людям благ духовных и вещественных, между которыми озарение ума и сердца Божественною истиною занимает главное место. Обращение к Пресвятой Богородице и младенцу Христу как к источнику мудрости и разума, несомненно, связано с представлением о Богоматери как «доме Премудрости».

1 Титов А. А. Богоматерь Прибавление ума. Без года. Оттиск статьи. С. 6–7, 10.

Иконография сложилась под влиянием западных источников и гравюр в XVII веке. В XVIII веке иконы данной иконографии получили распространение как в прямом, так и обратном переводе, что подтверждается старыми иконописными прорисями. Большинство икон этого сюжета относится к XIX веку и имеет приписных святых на полях. Некоторые из них подписаны и датированы.

Иконографическая и композиционная схема восходит к западному прототипу и близка к скульптуре Лоретской Богоматери, резанной на кипарисе и украшенной бриллиантовыми ожерельями. Чудотворный образ, ставший известным в 1525 году, находится в нише храма в местечке Лоретто в Италии2. Посол Василия III Еремей Трусов привез из Рима в 1528 году легендарную Повесть о Лоретской Божьей Матери. Ее русский вариант, имеющий название «Повесть о храме святыа Богородица, в нем родися от Иоакима и Анны», рассказывает о чудесном перенесении дома, где родилась Богородица, из Святой Земли в Италию, когда турки окончательно завладели Иерусалимом. Здесь же перечисляются события, происходившие в доме Иоакима и Анны, упоминается и ее икона, написанная евангелистом Лукой. А в оригинальной версии истории речь идет о домике, который был поставлен в Назарете императрицею Еленой над тем местом, где жила Богородица и где ей явился архангел Гавриил.

2 Вполне возможно, что хранящаяся в Лоретто деревянная скульптура Богоматери, украшенная драгоценным убором и привесами, восходит к древнему образу, представлявшему ее в виде «дщери Сионовой» — хранительницы святого града. Подобное изображение Богоматери с Христом в башне града можно видеть на миниатюре из византийской Хлудовской Псалтири IX в. в Историческом музее в Москве. Она иллюстрирует текст псалма 77: «Избра колено Иудино гору Сионю, иже возлюби. И созда, яко единорога, святилище свое» (ст. 68–69). Само название «Прибавление Ума», быть может, связано с текстом 3-й книги Царств, где говорится о том, что господь дал царю Соломону «мудрость и весьма великий разум, и обширный ум» (ст. 4 : 29), благодаря чему его царство благоденствовало и он сумел построить Иерусалимский храм (Примеч. Л. Лифшица).

Повесть о Лоретской Богоматери, записанная русским послом и привезенная в Москву, явилась в дальнейшем одним из источников изображения Богоматери Лоретской в русской традиции, что, несомненно, в свою очередь повлияло на сложение иконографии иконы «Богоматерь Прибавление Ума».

На представленной иконе Богоматерь изображена на золотом фоне с Младенцем на правой руке. На головах у них короны. Руки Богоматери скрыты длинной без прорезей колоколообразной одеждой, напоминающей фелонь, которая имеет горизонтальные членения и украшена шитьем с различными привесами, так же как и на знаменитой итальянской скульптуре Мадонны. Ноги Богоматери покоятся на крыльях серафима, парящего над градом. Богоматерь с Младенцем помещены в алтарной нише. Над их головами — три херувима, по сторонам — по два ангела с горящими свечами в подсвечниках.

Вверху помещены две горящие лампады. На полях — преподобный Акакий и пророк Наум.

Н. Кропивницкая с. 236
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте | Вид интерфейса

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6318