▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Отечество
Изображения с более высоким разрешением:

Отечество

Школа или худ. центр: Оружейная палата Московского Кремля

1680-е годы

Дерево, темпера.
180 × 140 см

Музеи Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. Ж-717

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 48
¦
4. Отечество

1680-е годы. Москва. Мастерская Оружейной палаты
Дерево, темпера. 180 × 140
Происходит из собора Вознесения Христова Вознесенского монастыря в Московском Кремле1 Музей «Московский Кремль», инв. Ж-717

1 Вознесенский монастырь был основан в 1407 г. вдовой Дмитрия Донского Евфросиньей и служил усыпальницей женщин великокняжеского семейства. Главный храм неоднократно перестраивался, пополнялось его иконное убранство. Во второй половине XVII в. был написан новый иконостас, включающий праотеческий ряд, средником которого является наша икона. В 1929 г. монастырь был взорван. Сотрудникам музея удалось спасти захоронения цариц и иконы монастыря.

Эта большая икона была средником праотеческого ряда иконостаса собора Вознесенского монастыря. Такой ряд, завершавший композицию иконостаса, появился в русских церквях не ранее середины XVI века и первоначально был значительно ниже остальных рядов. Полнофигурным он стал, по-видимому, лишь с середины XVII века. В общей иконографической программе иконостаса праотеческий ряд представляет «дозаконный период» истории человечества — ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева.

«Отечество» является особым вариантом изображения Святой Троицы, во многом близким к тому изводу, который известен под именем «Троица Новозаветная» (кат. № 5). Помимо видения пророка Даниила (Дан. 7 : 9), в котором описывается образ Бога в виде седого старца — Ветхого Деньми, источником этой иконографии являются тексты пророчества Иезекииля: «...и вот колеса подле херувимов, по одному колесу возле каждого херувима... И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их были полны очей...» (Иез. 10 : 9, 12), и Евангелия от Иоанна: «Сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий...» (Ин. 8 : 25); «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (8 : 58); «Я и Отец — одно» (10 : 30); «Видевший Меня видел Отца... Я в Отце и Отец во Мне» (14 : 9–10).

На иконе под видом старца — Ветхого Деньми, восседающего на огненных херувимах и многоочатых тронах, представлен образ первого лица Святой Троицы — Бога Отца. Руки Ветхого Деньми простерты в стороны с жестом архиерейского благословения. Золотой звездчатый нимб символизирует вечность. Надпись по сторонам нимба гласит: «Г[оспо]дь Саваоф», что прямо указывает на видение пророка Исайи: «глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6 : 5).

На коленях у Бога Отца сидит отрок Христос с таким же благословляющим жестом простертых рук. У него крестчатый нимб с обычным надписанием и монограммой IC ХС. Над головой Христа изображен слетающий голубь — Святой Дух. Бог Отец и Христос облачены в светлые хитоны и гиматии, обильно украшенные ассистом, который являет образ небесной славы: «Ты одеваешься светом, как ризою...» (Пс. 103 : 2). Изображение Троицы обрамляют клубящиеся облака, что также соответствует описаниям ветхозаветных явлений Божества: «...слава Господня явилась в облаке» (Исх. 16 : 10). В углах иконы на фоне облаков представлены символы евангелистов.

Изображение Троицы известно в русской традиции под именем «Отечество», поскольку оно призвано было раскрывать один из самых сложных догматов христианства о предвечном рождении в лоне Отца вечно сущего, несотворенного Бога Слова, Премудрости Божией. Рядом с образом первого лица Троицы в произведениях того же иконографического извода иногда помещалась надпись «Отец небесный». Тип этот был заимствован из искусства Византии, где появился не позже середины XI века, прежде всего в иллюстрациях Евангельских чтений (Евангелие Апракос) и Псалтири. Он возник в результате усилившегося воздействия на изобразительное искусство богослужения, прежде всего чина литургии. Образ «Отечества» возникает во время молитвы Трисвятого пения, которая возносится на малом входе, символизирующем явление Христа в мир, при положении Евангелия на престол: «Боже святый, иже во святых почиваяй иже троичным гласом от серафимов воспеваемый, и от херувимов славословимый, и от всякия небесной силы поклоняемый: иже от небытия во еже быти приведый всяческая...» Затем к нему священник постоянно обращается, что особенно явственно дает о себе знать при возношении благодарственного моления. Не случайно иконы «Отечества» располагались перед алтарем, а в росписях — либо в алтаре, либо в главе храма.

На русской почве самым древним известным примером изображения «Отечества» является новгородская икона начала XV века2. Особый интерес к этой теме проявляется начиная с середины XVI века вместе с развитием идей Москвы как «Нового Иерусалима», а русской Церкви как «народа избранного». В образе Саваофа видят творческое «софийное» начало, созидающее и освящающее Церковь. В контексте иконостаса этот смысл оказывается особенно отчетливо выявленным, поскольку все его ряды представляют картину Божественного Домостроительства — последовательного осуществления плана спасения человечества, от иносказательных образов пророчеств до событий земной жизни Христа.

2 Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искусство X — начала XV века. М., 1995. № 25.

Существенной особенностью композиции является положение в ней символа Святого Духа — голубя. Помещение его между старцем и отроком, а не в медальоне в руках у Христа-отрока, как в более древних памятниках, отражало усилившуюся в ту пору полемику с католиками. Таким образом хотели подчеркнуть исхождение Духа Святого только от Отца.

В 1667 году в Москве состоялся Большой церковный собор, запретивший писать подобные иконные изображения. Кроме сцен Апокалипсиса, нигде больше не разрешалось писать Бога в образе старца и надписывать его именем Саваоф, а Святого Духа в образе голубя можно было писать только в иконах «Крещения». Было также предписано в иконостасах вместо изображения Саваофа ставить «Распятие». Однако эти решения собора остались невыполненными. Запрещенные изображения сохранялись даже в главном храме страны — Успенском соборе — и продолжали появляться новые. Судя по стилю, икона Вознесенского монастыря была также написана после собора 1667 года, в 1680–1690-е годы.

Икона экспонируется впервые.

Литература

Е. Осташенко с. 48
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте | Вид интерфейса

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6238