▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Другие языки
Святые Власий и Спиридон
Изображения с более высоким разрешением:

Святые Власий и Спиридон

Школа или худ. центр: Новгород

Ок. 1407 г.

117.5 × 85.5 см

Государственный исторический музей, Москва, Россия
Инв. 99727 И VIII 5756

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 273
¦
45. Власий и Спиридон
(стр. 111, 157; илл. стр. 479)
ГИМ, инв. И-VIII-5756.
Вторая половина XV в.
117,5 × 85,5.

Происхождение. Из церкви Власия в Новгороде (храмовая икона; см.: Макарий [1860]). Поступила в Новгородский музей в 1937 г. Во время Великой Отечественной войны была увезена оккупантами. После возвращения в 1946 г. — в ГЦХРМ в Москве, откуда в 1950-х годах поступила в ГИМ.

Раскрыта в Новгородском музее в 1930-х годах (Л. М. Глащинская [1938]). Дополнительные реставрационные работы произведены в ГЦХРМ в 1947–1948 гг. Ф. А. Модоровым.

Доска липовая, из трех частей, с двумя односторонними несквозными шпонками. Ковчег, паволока.

Сохранность. Весь фон композиции, вместе с изображением «неба» со Спасом, нимбы, а также надписи — новые (вставки грунта и живописи). Зашпаклеванные трещины вдоль обоих стыков досок.

Описание.

В верхней зоне композиции, среди желтых и красных горок, изображены восседающие на престолах святители Власий и Спиридон. Фигуры повернуты в три четверти к центральной оси иконы. Оба святителя благословляют, левая рука опущена на колено. Облачения двух цветов: у Власия оливковая фелонь и голубой подризник, у Спиридона голубая фелонь и оливковый подризник. Омофоры белые с черными крестами, палицы и епитрахили охряные с белыми «жемчугами». На голове Спиридона плетеная шапочка цвета охры. В нижней зоне иконы среди изумрудно-зеленых горок — стада животных: коровы, козы, овцы, свиньи. Лики святителей написаны светлой охрой по светло- коричневому санкирю.

Иконография.

Власий, епископ Севастии в Великой Армении (IV в., память 11 февраля)1 и Спиридон, епископ Тримифунта на Кипре (IV в., память 12 декабря)2, — широко чтились в странах византийского культурного ареала. Их изображения издавна встречаются в новгородском искусстве, в том числе в стенописях. Так, Власий представлен в апсиде Нередицы, 1199 г.3, Спиридон — в проходе из алтарной апсиды в диаконник церкви Спаса на Ильине улице, 1378 г.4 В Новгороде, как и во многих районах византийского мира, особенно периферийных, Власий и Спиридон считались целителями и покровителями скота. Основания к этому содержатся прежде всего в житиях каждого из святых. Власий, по преданию, был врачом, греческие минеи называют его пастухом, он исцелял диких животных5. Спиридон вышел из пастухов, в память о чем его изображают в пастушеской шапке, сплетенной из ивовых прутьев. Вместе с тем на Балканах, на греческих островах его почитали и как заступника крестьян, защитника бедняков, покровителя моряков.

1

Ср.:

2
  • L. Réau. Iconographie de l’art chrétien, v. I–III. Paris, 1955–1959, III/3, p. 1234–1235;
  • «Lexikon der christlichen Ikonographie». Begründet von E. Kirschbaum. Herausgegeben von W. Braunfels. Bd. 5–8. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1973–1976, 8, Sр. 387–389 (C. Weigert).
4
  • Г. И. Вздорнов. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976, илл. с. 171 (с. 99 — сведения по иконографии Спиридона).

На русской, в частности на новгородской, почве культ этих святых связан с дохристианскими культами. Так, образ Власия многое унаследовал от образа языческого «скотьего бога» Велеса6. День памяти Спиридона — 12 декабря (ст. ст.) приходился на время зимнего солнцестояния, после которого день начинал удлиняться («Спиридонов поворот»); поэтому культ Спиридона был связан с поклонением солнцу, пробуждающимся силам природы7.

6
  • Н. В. Малицкий. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства. — «Известия ГАИМК», XI, вып. 10. Л., 1932, с. 12–14;
  • Л. М. Глащинская. Пережитки дохристианских верований в новгородском искусстве XIV века. — «Новгородский исторический сборник», 3–4. Новгород, 1938, с. 127–128.
7
  • В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода. М.–Л., 1947, с. 108.

Отметим, что не только на Руси, но и на Балканах, в Греции, Далмации, культ Спиридона имел аграрный оттенок, во всяком случае в поствизантийскую эпоху. В житийных иконах Спиридона изображаются его чудеса, связанные с властью над стихиями. На иконе «Успение Спиридона», 1595 г., художника Эммануила Тцанфурнариса (Венеция, церковь Сан Джорджо деи Гречи) в клейме нижнего поля представлено, как Спиридон своей властью обращает реку вспять; в другом — как по его молитве рассеиваются грозовые облака8.

8

Композиция с восседающими Власием и Спиридоном, которые благословляют стада, сохранилась только в иконописи Новгорода и русского Севера. Аналогия издаваемому произведению — икона первой половины XVI в. из с. Типиницы на Онежском озере (ГРМ)9: в верхних ярусах представлены «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре» и св. каппадокийские конюхи Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп, а в третьем, нижнем, — Власий и Спиридон. Надписи на обонежской иконе уточняют оттенки почитания каждого из святых: Власий «благословляет стадо коров», а Спиридон — «стадо козие и овец» (в Житии св. Спиридона говорится, что он был пастухом овечьих стад; в последнем клейме упомянутой иконы 1595 г. в Венеции Спиридон изображен вместе с козами).

9 Э. Смирнова, С. Ямщиков. Древнерусская живопись. Новые открытия. Живопись Обонежья XIV–XVIII веков. Л., 1974, табл. 17.

От позднего XVI в. сохранилась иконка, по схеме похожая на типиницкую, но изображающая в нижнем с. 273
с. 274
¦
ярусе Власия не со Спиридоном, а с Модестом10. Вероятно, в зрелом XVI в. и позже на Севере распространяется почитание св. Модеста как покровителя скота параллельно почитанию св. Спиридона. Ср. северную икону XVII в. из с. Малая Шалга под Каргополем (ГРМ)11.

10

О датировке иконы XVI в. см. Предисловие к каталогу.

11 Э. С. Смирнова. Живопись древней Руси (находки и открытия). Л., 1970, табл. 57.

Не исключено, что композиция с восседающими Власием и Спиридоном была создана именно в Новгороде. В этом смысле параллель ей составляет композиция икон с «Чудом архангела Михаила о Флоре и Лавре», наиболее ранние образцы которой принадлежат новгородскому искусству12 и которая нигде, кроме Руси, кажется, не встречается. После работы Н. В. Малицкого [1932], указавшего на сходство этих русских икон с позднеантичными фракийскими рельефами, изображающими Диоскуров, исследователями не выявлены, насколько нам известно, византийские памятники, послужившие связующими звеньями между отмеченными позднеантичными композициями и русскими иконами с Флором и Лавром.

  • Н. В. Малицкий [1932] = Н. В. Малицкий. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства. — «Известия ГАИМК», XI, вып. 10. Л., 1932

12  В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. Опыт историко-художественной классификации, I, II. М., 1963, I, №№ 110, 124 (иконы из собраний А. В. Морозова и И. С. Остроухова; датированы здесь XV в., но должны быть отнесены к первой половине XVI в., см. Предисловие к каталогу).


[Илл. с. 274] Св. Николай благословляет послов с дарами. Деталь сцены из жития св. Николая в росписи церкви Спаса в Цаленджихе (Грузия). 1384–1396 гг.

Формальными композиционными прототипами нового извода с Власием и Спиридоном могли быть ранее известные композиции с восседающими святителями: в изображениях церковных соборов, в сценах жития Николы (ср. сцену во фреске Мануила Евгеника в Цаленджихе, 1384–1392 гг., илл. стр. 274), а также идиллические, «пасторальные» композиции позднепалеологовской эпохи с пасущимися стадами, типа «Рождества Христова» во фресках Волотова13. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что на данной иконе, храмовой во Власьевской церкви, изображен не один лишь Власий, но и Спиридон, чей культ был родствен культу Власия. Аналогичная особенность — в храмовой иконе церкви из Мало-Кириллова монастыря (см. кат. № 62).

13 М. В. Алпатов. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977, табл. 43. При выработке новых схем в поздневизантийскую и поствизантийскую эпоху «иконографы», возможно, так же опирались на уже существовавшие типы и схемы, как в средневизантийский период (ср. работы К. Вайцмана, в частности: K. Weitzmann. Geistige Grundlagen und Wesen der Makedonischen Renaissance. Köln — Opladen, 1963).

Подобная группировка персонажей, близких по характеру культа, должна была сообщать храмовым иконам повышенную сакральную значимость.

Датировка и атрибуция.

Долгое время икону было принято датировать XIV в. (Л. М. Глащинская [1938], В. Н. Лазарев ([1947], [1954], [1969]). Л. М. Глащинская даже предлагала конкретную дату — 1379 г., когда в очередной раз была выстроена деревянная Власьевская церковь. В 1970 г. Г. И. Вздорнов предложил датировать икону временем около 1407 г. — года постройки каменного храма Власия. Это предложение было поддержано В. Н. Лазаревым [1972]. Та же дата — начало XV в. (1407 г.?) — содержится в каталоге выставки «Живопись древнего Новгорода и его земель» [1974]. Однако М. В. Алпатов счел возможным отнести икону к концу XV в. (М. В. Алпатов [1967]).

«Сглаженность» письма не позволяет датировать икону ранее второй половины XV в. Одна из аналогий к типам ликов — «Деисусный чин и молящиеся новгородцы» — икона 1467 г. или более поздняя (кат. № 28). Ср. лики Власия и Спиридона с ликами в нижней части «Молящихся новгородцев». По письму ликов и колориту «Власий и Спиридон» близки к «Варлааму Хутынскому, Иоанну Милостивому, Параскеве и Анастасии» ГРМ (кат. № 44), к «Огненному восхождению Ильи» в ГРМ (кат. № 46).

Выставки.

Литература.

с. 274
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 240 
¦
38. Святые Власий и Спиридоний

Около 1407 года. 117,5×85,5. Исторический музей, Москва [И-VIII-5756].

Из церкви св. Власия на Софийской стороне, построенной в 1407 году (I Новгородская летопись). Этим временем и следует датировать икону, как на это правильно указал Г. И. Вздорнов. Сохранность хорошая. Имеются вставки нового левкаса вдоль вертикальных трещин и рядом с нижним полем иконы. В качестве организующего композиционного начала художник умело использовал горки, с помощью которых он объединил все фигуры, размещенные на разных уровнях. Композиция развернута не вглубь, а по вертикали, с упором на чисто декоративный эффект ярких красочных пятен. Л. М. Глащинская хотела связать икону с постройкой деревянной церкви  с. 240 
 с. 241 
¦
св. Власия, срубленной в 1379 году. Но эта дата является для иконы слишком ранней.
 с. 241 
  
¦

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте | Вид интерфейса

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 562