Наверх (Ctrl ↑)

Святая Троица

Святая Троица
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва

1586 г.

Дерево, левкас, темпера.
150 × 110 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 28713

Происходит из Ипатьевского монастыря города Костромы.

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 44
¦
2. Троица с «Бытием» или «Хождением»

1586 год
Дерево, темпера. 150 × 110
Происходит из Троицкого Ипатьевского монастыря Костромы1
ГТГ, инв. 28713

1 На окладе средника иконы (в настоящее время детали оклада и пластина с надписью сняты и хранятся в Третьяковской галерее) на серебряной пластине излагается вкладная запись, из которой следует, что образ Троицы был написан, украшен и поставлен в Ипатьевском монастыре повелением боярина Дмитрия Ивановича Годунова: «Церкви Божией на украшение, по своей душе и по своих родителей в вечное поминовение. 1586 год».

Боярин Дмитрий Иванович Годунов, дядя и воспитатель царя Бориса Годунова (ок. 1552–1605), был пожалован в Думу в чине постельничего в 1571 г. С этого времени начинается возвышение рода Годуновых. В 1580 г. воспитанница Дмитрия Ивановича Ирина Феодоровна Годунова (сестра Бориса Годунова) была обвенчана с царевичем Феодором Иоанновичем, будущим царем. Созданные, как полагают, несколько позже (ок. 1600) створы к иконе традиционно считаются вкладом Бориса Годунова. В 1600 г. аналогичные створы были вложены им в Троице-Сергиев монастырь к образу «Троицы» Андрея Рублева. Оба схожие между собой комплекта близки по стилю и иконографии к росписи 1602 г. церкви в Вяземах. Существует мнение, что оба комплекта створ исполнены известным московским иконописцем Истомой Савиным. Развитая иконография и высокие достоинства образно-стилистического содержания данного ансамбля восходят к лучшим образцам московской годуновской школы.

Костромской Троицкий Ипатьевский монастырь основан в середине XIV в. татарским мурзой Четом. На его пути из Орды в Москву ему было явление Богоматери с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским. Приняв крещение, на месте явления он основал монастырь с главным храмом во имя Троицы.

Чет является родоначальником бояр Годуновых, которые стали богатейшими ктиторами Троицкого Ипатьевского монастыря. Монастырь особенно прославился в начале XVII в., укрывая в Смутное время будущего молодого царя Михаила Феодоровича Романова.

Изображение «Троицы» на среднике повторяет иконографическую схему «Троицы» Андрея Рублева (1425–1427); некоторые детали восходят к иконам конца XV — начала XVI века.

Понятие о Троице (Боге в трех лицах) восходит к Священному Писанию; это первый христианский догмат, установленный после официального принятия христианства и включенный в определения Первого и Второго Вселенских соборов.

Рублевское решение темы «Троицы» наиболее совершенно и полно воплощает догматическую идею о Божестве в трех лицах. Данному иконографическому изводу предшествовало изображение «Гостеприимство Авраама» (Явление Аврааму трех ангелов), где наряду с ангелами представлены Авраам и Сарра. Ее источником является Книга Бытия, гл. 18. Особенное распространение на Руси иконы «Гостеприимство Авраама» получают в XIV веке, но встречаются и позже, особенно во Пскове, Новгороде и на Русском Севере.

Вопрос о персонификации ангелов «Троицы» Андрея Рублева (слева направо: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух) с догматической и иконографической точки зрения рассмотрен в известной работе Л. А. Успенского «Праздник и иконы Пятидесятницы»2.

2 Ouspensky L. und Lossky W. Der Sinn der Ikonen. Bern-Olten, 1952. S. 203–204, 207. На рус. яз. см. фрагмент в кн.: «Троица» Андрея Рублева: Антология. М., 1981. С. 93–95.

Литература

Э. Гусева с. 44
 
¦


Дополнительные изображения


5609Створки к иконе со сценами Деяний Святой Троицы

Литература