▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам
Богоматерь «дель Пополо»
Изображения с более высоким разрешением:

Богоматерь «дель Пополо»

Последняя четверть XIII в.

Дерево, темпера.
100 × 90 см

Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим, Италия

 К истокам 2009 

Богородица «дель Пополо»

Римский мастер (Мастер Сан Саба?), последняя четверть XIII в.
Рим, церковь Санта Мария дель Пополо.
Темпера, доска; 100 × 90 см.

Есть несколько преданий о происхождении иконы из церкви Санта Мария дель Пополо. Согласно одному из них, по воле Григория IX (1227–1241) ее перенесли сюда из Латеранского баптистерия в 1235 году. Другое, схожее с первым, утверждает, что тот же понтифик в 1231 г. взял ее в «капелле Спасителя на вершине Святой лестницы», т. е. в латеранской Санкта Санкторум, и устроил с ее участием процессию до тогдашних Фламиниевых врат (Porta Flaminia), чтобы просить помощи против разразившейся в городе чумы. Когда эпидемия стихла, это облегчение убедило папу не возвращать образ на прежнее место, а подарить стоявшей рядом с вратами капелле, которую он приказал по этому случаю перестроить. Новая базилика, освященная в 1235 году, была названа Санта Мария дель Пополо («народная»), потому что в ней хранился чудотворный образ Богоматери, спасший римлян от напасти и приписывавшийся св. Луке, и потому что она строилась на средства, собранные среди верующих. Возможно, что икона изначально помещалась в главном алтаре храма; с 1473 г. ее поместили в специальную нишу, созданную Андреа Бреньо во время реставрационных работ по заказу Сикста IV (1471–1484). Дарование отпущения грехов в этой церкви сделало икону «Богородицы дель Пополо» еще более популярной, до того времени всегда скрывавшейся под покровом за исключением больших праздников.

Этот образ иконографически принадлежит к типу «Одигитрии»: Дева Мария поднимает руку, указывая на сидящего у нее на руке Младенца как на путь, которым следует идти. На ней синий плащ, почти полностью закрывающий хитон того же цвета. Украшений совсем немного, среди них выделяются два кольца на обеих руках, обозначающие двойное бракосочетание, мистическое и земное, с Иосифом. Младенец, плотного телосложения, сидит у нее на руке в несколько неудобной позе, на Нем ярко-зеленый хитон, поверх которого накинут роскошный красный плащ с выписанными золотом складками.

Предложенная историками искусства датировка не подтверждает легенды о происхождении иконы: ближайшую стилистическую параллель видят во фреске, изображающей Богоматерь с Младенцем на троне между двумя святыми, выполненной в правом нефе церкви Сан Саба (Св. Саввы) на Авентине анонимным мастером, получившим в науке наименование «Мастера Сан Саба». Фрески церкви Сан Саба вполне типичны в рамках римской художественной продукции конца XIII в., поэтому сюда относят и «Одигитрию» из Санта Мария дель Пополо. Один исследователь, Беллози, предложил идентифицировать «Мастера Сан Саба» с Якопо Торрити.

Даниэла Сгерри

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 5258