▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти

Деисус. Успение. Проповедь Иоанна Крестителя

Триптих

Деисус. Успение. Проповедь Иоанна Крестителя
Изображения с более высоким разрешением:


1330-е годы

Дерево, темпера.

Собор Сан-Лоренцо, Тиволи, Италия

См. в «Галерее»:

 К истокам 2009 

Икона Спаса. Триптих

Римский мастер, третье десятилетие XII в. Тиволи. Собор Сан Лоренцо.
Темпера, доска; центральная доска 160 × 75 см, левая створка 147,5 × 36,3 см, правая створка 147 × 36 см.

Триптих с образом Спасителя стоит в большом проеме, выдолбленном в стене северного придела собора города Тиволи.

Крупная фигура Христа полностью занимает центральную панель. Он восседает на украшенном драгоценными камнями троне без спинки, в великолепном золотом облачении с красными и черными линиями, вырисовывающими складки. Правой рукой Спаситель благословляет (по латинскому образцу), левой — держит книгу, открытую на словах: Qui sequitur me поп ambulat in tenebris set abebit lumen vite in eternum («Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни навеки» Ин.8:12). От подножия трона истекают четыре райские реки, из которых пьют два оленя, помещенные художником с краю. Эта сцена раннехристианского происхождения символически говорит о спасении, постигаемом в таинстве Крещения. На боковых створках Богоматерь и Иоанн Богослов обращаются к Спасителю с молитвой, в сцене, напоминающей сюжет Деисуса, то есть заступничество Богоматери и св. Иоанна за все человечество. В нижнем ряду обеих створок можно видеть изображение эпизодов из их жизни. Образу Девы Марии соответствует Успение: Христос в златотканой мантии благословляет лежащую на одре фигуру Богоматери, прижимая к себе фигурку ее души (animula). Присутствие этой сцены следует связывать с праздником Успения Богородицы, который в Тиволи проходил с участием триптиха. Иоанн Богослов в главной сцене демонстрирует свиток с начертанным на нем началом своего Евангелия, а внизу изображен как проповедник, причем этот образ также связан с идеей ухода в иной мир, поскольку напоминает эпизод из жизни апостола незадолго до его кончины.

Датировка тиволийского триптиха третьим десятилетием XII столетия не вызывает сомнений благодаря стилистической близости фигур из вышеописанных сцен с выполненными около 1128 г. фресками из Сан Никола ин Карчере, хранящимися в Ватиканской галерее.

Начиная с XII в. в области Лацио возникает большое число списков с латеранского «Спаса» [табл. XV], которые участвовали в процессиях, подобных той, что происходила в Риме на праздник Успения. По сей день тиволийский триптих в ночь на 15 августа выносится на шествие под названием «Поклон» (Inclinata): после посещения основных святынь города образ подносят к местному храму Санта Мария Маджоре, где икона Богоматери, хранящаяся в нем, и икона «Спаса» три раза «кланяются» друг другу, что символически выражает взятие Пресвятой Богородицы на небо. Этот крестный ход, отличающийся богатством и продолжительностью ритуала, происходит и по сегодняшний день с участием средневековых икон.

Даниэла Сгерри

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте | Вид интерфейса

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 5255