▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Спас
Изображения с более высоким разрешением:

Спас

Третья четверть XI в.

Дерево, темпера.
98.2 × 58.6 см

Ватиканская пинакотека, Рим, Италия

См. в «Галерее»:

 К истокам 2009 

Спас благословляющий

Римский художник, третья четверть XI в.
Ватикан. Ватиканская картинная галерея.
Из монастыря Санта Мария ин Кампо Марцио, Рим.
Темпера, доска; 98,2 × 58,6 см.

Немногочисленные средневековые письменные свидетельства о женском монастыре Санта Мария ин Кампо Марцио не упоминают образа благословляющего Спаса, поэтому невозможно определить, где именно он находился. В распоряжении общины было две внутренних часовни, а с 1580 г. — еще большой приходской храм, современная Санта Мария деи Сири. Впервые икона Спаса упоминается лишь в документах о ее конфискации из монастыря Кампо Марцио. По Закону об упразднении религиозных орденов, изданному 2 апреля 1811 г. наполеоновским правительством, монастырь был закрыт и превратился в лотерейное бюро, а образ Спаса благословляющего, наряду с другими ценностями, был перевезен в музеи, на Капитолии, но выставлен не был. После восстановления Папского государства его передали в Ватикан, где он вначале хранился в Музео Сакро при Апостолической Библиотеке, а в 1932 г. был выставлен среди других древностей первого зала Ватиканской галереи.

Икона находится в очень плохом состоянии: значительное число лакун, больших и малых, прерывают живописный слой, затемнение красок не позволяет сказать ничего определенного об изначальной палитре. Перед нами поясное, фронтальное изображение Спасителя, правая рука поднята в греческом жесте благословения, в левой — Евангелие. Бесстрастный лик выделяется на золотом фоне крестчатого нимба. Голубой фон еще просматривается, но красный цвет одеяния уже виден лишь на раскрашенной акварелью фотографии, опубликованной в 1916 г. Йозефом Вильпертом. На плечи Христа наброшен коричневый плащ, ниспадающий на грудь обильными складками.

За исключением «Нерукотворного Спаса» из Санкта Санкторум [табл. XV], это единственный известный нам средневековый римский образ Спасителя. Конечно, следует учитывать масштабы потерь, которым подверглись в течение веков средневековые иконы, но все же, сопоставляя иконы Спаса с многочисленными дошедшими до нас богородичными образами, можно сказать, что в Риме иконы Христа были менее распространены (в отличие от того, что произойдет в Римской области начиная с XII в., ср. табл. XXI), вероятно, из-за присутствия Латеранского образа «святой иконы», часто упоминаемой в Liber Pontificalis, которая была настолько почитаема, что исключала копирование и повторы.

Даниэла Сгерри

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте | Вид интерфейса

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 5254