▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Богоматерь на троне, Христос на троне, двенадцать апостолов в медальонах
Изображения с более высоким разрешением:

Богоматерь на троне, Христос на троне, двенадцать апостолов в медальонах

Школа или худ. центр: Египет

VI в.

185 × 119 см

Художественный музей, Кливленд, США

См. в «Галерее»:

 К истокам 2009 

Богоматерь на троне, Христос на троне и двенадцать апостолов в медальонах

Египет, VI век.
Кливленд, Художественный музей.
Шитье, 185 × 119 см.

Это редкий образец вышитой иконы. Такой жанр широко распространен наряду с деревянными иконами, о чем свидетельствует большое число сохранившихся фрагментов из коптского мира, а также упоминание епископом Аркульфом (VII в.) виденного им в Иерусалиме образа Христа с двенадцатью апостолами на ткани.

Композиция кливлендской вышивки состоит из двух ярусов, объединенных общим красным фоном. В нижней части, на троне, меж двух колонн восседает Богородица с Младенцем, в окружении архангелов Михаила и Гавриила. В верхней части, в мандорле, поддерживаемой двумя парящими ангелами, — Христос во Славе. Обе сцены обрамлены пышной цветочной гирляндой, в которую вписаны, по четыре с каждой стороны, за исключением верхней, медальоны с изображениями апостолов, идентифицируемых по греческим надписям. Сюжет «Богоматерь на троне» становится одним из важнейших в византийском мире после Эфесского Собора 431 г., на котором был принят догмат о Богородице (Theotokos). Утверждая богочеловеческую природу Христа с самого рождения, такой образ часто встречается в росписях апсид и в иконах доиконоборческого периода (ср. например табл. III, с которой многие элементы разделяет кливлендский образец). Введение сцены верхней части иконы и вообще двухчастная композиция находят параллели в апсидных росписях коптов (например, XVII капелла в Бауите), посвященных сюжету, названному Андре Грабаром «теофаническим видением». Его композиция восходит к теме Вознесения: в верхнем ряду изображен Христос с ангелами, в нижнем — Богородица, без Младенца, в окружении двенадцати апостолов. В новом, богоявленческом контексте Богородица восседает на троне, Спаситель тоже на троне (а не в облаках, согласно описанию Вознесения), как бы предрекающий Второе пришествие («Деяния апостолов» 1, 9–11). Поэтому в целом перед нами уже не рассказ о событии, а воплощение богословского размышления.

Палитра вышивки исключительно богата, тонко переданы моделировка ликов и пластичность одежд. Это говорит о существовании конкретного живописного образа, находящегося перед глазами этого выдающегося мастера ткани. Однако в композиции легко заметна асимметрия: стоящий справа архангел, в отличие от находящегося слева, опирается на колонну, в верхнем ярусе ноги правого ангела выступают за пределы цветочной гирлянды. Очевидно, что икона вышивалась слева направо, и некоторые сложности пришлось решать уже в процессе работы, сжав правую часть композиции.

По общему мнению исследователей, произведение относится к памятникам коптского искусства, среди которых сохранились около 60 000 фрагментов вышитых и расписанных образов на ткани, в том числе на языческие сюжеты. Один из таких фрагментов, изображающий богиню домашнего очага Гестию, из Центра Думбартон-Окс в Вашингтоне, представляет ряд композиционных аналогий с кливлендской иконой.

Мария Раффаэлла Менна

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте | Вид интерфейса

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 5246