Наверх (Ctrl ↑)

Успенский собор, Владимир, Россия

Фрески

  39

Фото, схемы

  7

Памятник владимиро-суздальской школы. Построенный в 1158-1160 годах, он послужил образцом при строительстве более поздних соборов. Сооружен из белого тесаного камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор был шестистолпным, трехнефным, одноглавым с тремя небольшими притворами (южным, северным и западным) и башнями у западных углов. Ширина центрального нефа равна ширине пролета Золотых ворот Владимира (20 греческих футов). Высота собора 32.3 м. Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски.

В 1185-1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни были разобраны и заменены обширными и высокими галереями, для сообщения с которыми в стенах были прорублены арки. После перестройки собор стал пятиглавым, пятинефным, трехапсидным. В новом аркатурном фризе появились фигурные консоли в виде женских и львиных масок, птиц и различных химерических существ. Старая скульптура была вынесена на фасады галерей, причем две композиции («Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских») были срублены. Часть фасадных женских масок появилась в XIX в. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158-1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее), к росписи 1189 г. — фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столбах, к XIII в. — часть композиции «Чудо Федора Тирона» в южной галерее. В 1408 году собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, а также другие фрески. Наибольшей психологической заостренностью отличается образ апостола Павла из композиции «Шествие праведных в рай» (на своде смежного южного нефа). Для иконостаса собора Андреем Рублевым и Даниилом Черным были созданы грандиозный деисусный чин (его иконы ныне находятся в Третьяковской галерее и Русском музее) и иконы праздничного ряда.

Источник: "Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия", www.km.ru

Литература