Наверх (Ctrl ↑)

Спасо-Преображенский собор в Твери. Праздничный чин (так называемый «Кашинский»)


1

2

3

4

5

6

7
  1. Рождество Христово [Середина XV в.]
  2. Сретение [Середина XV в.]
  3. Крещение [Середина XV в.]
  4. Воскрешение Лазаря [Середина XV в.]
  5. Вход в Иерусалим [Середина XV в.]
  6. Вознесение [Середина XV в.]
  7. Сошествие Святого Духа на апостолов [Середина XV в.]

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 240
¦
207. Чин праздничный1.

1 В собрании ГРМ находятся иконы Сретение (Држ. 2132) и Воскрешение Лазаря (Држ. 2723) из этого же праздничного чина. Эти иконы являются частью древнего иконостасного комплекса, обнаруженного в 1919 г. экспедицией музейного отдела Наркомпроса. Часть икон этого иконостаса была размещена на стенах Воскресенского собора г. Кашина.

В настоящее время из этого иконостаса 13 икон деисусного и 9 икон пророческого чинов находятся в ГРМ. Из них Спас в силах, Архангел Гавриил, Пророк Давид и Знамение Богоматери были расчищены в 1919 г. Знамение Богоматери находится в ГТГ (№ 206). Остальные переданы в ГРМ краеведческим Кашинским музеем в 1940 г.

На основании сведений «Дозорной книги города Кашина» 1621 г. иконостас относится к старому Воскресенскому собору г. Кашина, стоявшему на месте современного и сломанному в XVIII в.: «В Кашине, в остроге соборная церковь Воскресения... каменная... а каменная церковь и колокола, и царские двери и образы местные, и деисус и праздники и пророки строение великого князя Юрия Ивановича Удельного» (Ю. Дмитриев, Кашинские памятники. — В кн.: «Сообщения Гос. Русского музея», вып. II, 1947, Л., 1948, стр. 44). Юрий Иванович мог устроить иконостас только в период с 1504 по 1533 г., когда он княжил в Дмитровском уделе, в который входил и г. Кашин. Существует также местное устное предание, связывающее иконостас с Москвой, с Успенским собором Кремля, откуда он якобы был перенесен в г. Кашин с некоторыми предметами церковной утвари (Н. Д. Протасов, Кашинские памятники. — «Известия Российской Академии истории материальной культуры», т. 1, 1921, стр. 33–40). Некоторая пространственность праздничных композиций, стремление передать фигуры в ракурсах, волнистые линии рисунка одежд — черты, неизвестные в произведениях Московской школы живописи, говорят за тверское происхождение памятника. Однако мы еще не имеем всестороннего представления о Московской школе живописи конца XV в. Нам ничего не известно о творчестве художников Тимофея, Ярца и Кони, писавших вместе с Дионисием в 1481–1482 гг. иконы исчезнувшего иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Памятники Тверского княжества этого времени также недостаточно раскрыты и мало изучены, поэтому вопрос, связанный с атрибуцией иконостаса Воскресенского собора г. Кашина нельзя считать окончательно решенным.

Конец XV — начало XVI века. Тверская школа (?).

Вознесение. Богоматерь с приподнятыми руками, чуть повернутая влево, десять апостолов (шесть слева, четыре справа) и два ангела (в темно-голубых и серых одеждах), указывающие вверх, стоят на фоне горок с. 240
с. 241
¦
песочного оттенка с легко намеченными гранями. Над горками высятся три дерева. Вверху фигура возносящегося Христа вписана в круглый ореол, поддерживаемый двумя летящими ангелами.

Вход в Иерусалим. Икона находится под позднейшим слоем записи. Сделаны две пробные расчистки. Первая на лице Христа, его нимбе и частично его одежде, вторая открывает часть белой городской стены, желтой горки и головы встречающих.

Рождество Христово. В центре композиции вытянутая по горизонтали фигура Богоматери в густо-голубом мафории, лежащая на светло-киноварном ложе. Выше на черном фоне пещеры, в яслях — спеленутый младенец. Над ним склонились вол и осел. Левее три конных волхва. Ниже, на переднем плане, изображены сидящий на земле Иосиф, сцена купания, стадо овец с пастухами, одетыми в шкуры. Вверху, слева — группа из трех ангелов, справа — четвертый ангел, объясняющий случившееся молодому пастуху. Горки, служащие фоном композиции, по рисунку и цвету такие же, как на иконе Вознесения.

Сошествие Святого Духа2. Внизу в центре композиции, в арке, на черном фоне изображена аллегорическая фигура «Космоса», представленного почти поколенной фигурой старца в фас, с короной на голове. В руках «Космоса» плат, на котором лежат двенадцать свитков. Двенадцать апостолов расположены полуовалом, повторяющим изогнутую линию арки. Сверху из темного сегмента неба на апостолов нисходят лучи. За апостолами по сторонам композиция замыкается двумя одинаковыми декоративными зданиями, колонками и велумами. В композициях, особенно в Вознесении, есть стремление к некоторой пространственности. Фигуры плотные, широкие, объемно трактованные. Лица округлые. Вохрение по коричневато-оливковому санкирю плотной охрой с сильным высветлением. Колорит яркий. В нем преобладают краски густо-голубые, голубые, приближающиеся к бирюзовому оттенку, охра песочного и густого ярко-желтого тона, светлая киноварь, вишневый тон, темные и светлые сиреневые краски. Рисунок одежд выполнен волнистой линией. Фоны светлого зеленовато-желтого оттенка. Надписи дымчато-зеленые.

2 Композиция «Сошествие Святого Духа на апостолов», называемая иначе «Пятидесятница», сложилась на основе легенды, заимствованной из Деяний святых апостолов, гл. II, 1–4. Рассказывается, что все апостолы были вместе в одном из иерусалимских домов. Внезапно дом наполнился шумом «как бы от несущегося сильного ветра», на каждого из апостолов снизошел огненный язык, и стали они говорить на разных языках. Истоки иконографии восходят к византийскому искусству. В древнерусской живописи, в древнейших композициях кроме двенадцати апостолов изображался олицетворенный в образе царя Космос — мир, с 12 свитками, или язычками, аллегорией языков всех народов. Иногда, как, например, на фресках Снетогорского монастыря в Пскове, около 1313 г. космос заменен изображением народов: фигур в различных одеждах. Позднее, в XVI в., часто среди апостолов изображается Богоматерь. В XVII в. Богоматерь изображается всегда. Фигура «Космоса» исчезает. Общая литература: L. Ouspensky. Quelques considérations au sujet de l'iconographie de la Pentecôte, Paris, 1960.

Доски липовые, без ковчега, шпонки врезные, высокого рельефа. Паволока, левкас, яичная темпера.

Находились в Тверском епархиальном древлехранилище, помещавшемся в колокольне кафедрального Тверского собора.

Вывезены экспедицией музейного отдела Наркомпроса РСФСР в 1926 году.

Раскрыты в ГТГ И. В. Овчинниковым.

Поступила из ЦГРМ в 1934 году. с. 241
 
¦


 Попов, Рындина 1979 

Происхождение. В отличие от остальных икон комплекса (см. деисусный и пророческий ряды иконостаса), до 1927 г. находились в церкви Николы «на Зверинце» в Твери, где помещались в особой раме — киоте (что зафиксировано описью от 4–10 мая 1927 г.). В сентябре 1927 г. поступили в Тверской музей и временно, до отправки 10 ноября того же года на реставрацию в ЦГРМ, находились в помещении колокольни городского Преображенского собора, где помимо экспонатов бывшего Тверского епархиального древлехранилища размещались произведения древнерусской живописи музея. В 1934 г. поступили в ГТГ и ГРМ.

Сохранность. Иконы сохранились неравномерно. Во «Входе в Иерусалим» утрачена нижняя половина композиции, сохранившаяся в записи XIX в. Наиболее сильно смыта живопись «Крещения» и «Вознесения». Последнее имеет значительные тонировки и участки, «пригашенные» олифой. Наилучшей сохранности — «Сретение» и «Воскрешение Лазаря».

Датировка и атрибуция. Иконы праздничного яруса аналогично «Деисусу» дают пример сложного синтеза бытующих традиций с повышенным интересом их исполнителей к стилю палеологовской живописи. Не имея прямых точек соприкосновения с тверской живописью, они обнаруживают четкую стилистическую связь с традициями XIV — раннего (в пределах первой половины) XV в. Наиболее значительной фигурой из мастеров цикла является автор «Рождества Христова», «Сретения», «Воскрешения Лазаря», «Входа в Иерусалим», в котором следует видеть руководителя артели и автора «Спаса в силах», а также центральных икон пророческого яруса. Его помощник и ученик — автор «Крещения». Исполнители двух других икон в меньшей степени находятся под его влиянием. Атрибуцию подтверждают особенности почерков в надписях.

 Лазарев 2000/1 

  
 с. 503 
¦
141. Рождество Христово. Воскрешение Лазаря. Вознесение

Середина XV века. 103×81; 103×80; 102×81. Третьяковская галерея, Москва [17297, 22039] и Русский музей, Ленинград (Воскрешение Лазаря) [2723].

Сохранность хорошая, кроме утрат на нижних полях икон. Происходят из кафедрального тверского собора, куда попали из Воскресенского собора в городе Кашине. Иконы входили в состав праздничного ряда иконостаса, от которого еще уцелели «Сретение», «Крещение» (Русский музей), «Вход в Иерусалим» и «Сошествие Св. Духа» (Третьяковская галерея). К этому же иконостасу принадлежали одиннадцать икон из деисусного чина и девять икон из пророческого ряда (Русский музей) со «Знамением» в центре (Третьяковская галерея). Над иконостасом Воскресенского собора работало много мастеров, которые находились под перекрестным влиянием Москвы и Новгорода. Большинство этих мастеров должны были быть местными художниками, так как иконы праздничного ряда обладают своим особым почерком и композиционным строем.  с. 503 
  
¦

Литература