12 |
8 |
6 |
4 |
2 |
1 |
3 |
5 |
7 |
9 |
11 |
|
Деисусный чин происходит из иконостаса Успенского собора г. Владимира. В 1768–1775 годах иконостас был продан в село Васильевское Шуйского района Ивановской области.
В деисусный чин входят изображения Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра, Павла, Андрея и Иоанна Богослова, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца.
Сравните: Спаса Рублева и Спаса из Деисуса Благовещенского собора Московского Кремля.
223. Чин деисусный.
1408 год. Андрей Рублев и Даниил Черный.
3 Четыре иконы из этого деисусного чина находятся в собрании ГРМ в Ленинграде: апостол Павел (Држ 2722), апостол Петр (Држ 2134), Никола (Држ 2662) и Василий Великий (Држ 2663). Живопись вывезенных из села Васильевского Архангела Михаила (ГТГ, инв. 19729) и Архангела Гавриила (ГТГ, инв. 19728) относится к началу XVIII в. По предположению И. Э. Грабаря они написаны взамен превращенных в начале XVIII в. в двери древних архангелов, на спемзованных старых досках, где были написаны недостающие для полного состава деисусного чина первоначальные изображения Георгия и Дмитрия.
Таким образом, деисусный чин Успенского собора состоял из пятнадцати частей. Интересно отметить, что состав его одинаков с деисусным чином Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
По имеющимся сведениям, части иконостаса, вывезенного в с. Васильевское, находились также в с. Марьины Луки близ Коломны.
Поступил из ЦГРМ в 1929 году.
1 Иконы архангелов входили в первоначальный деисусный чин, несмотря на то, что они превосходят по ширине другие изображения, расположенные по сторонам средника. В древних деисусных рядах доски с фигурами архангелов всегда шире остальных (см., например, деисусный чин Благовещенского собора в Московском Кремле). Появление дополнительных икон с архангелами (ГТГ, инв. 19729 и 19728), относящихся к началу XVIII в., можно объяснить тем, что в это время в связи с реставрацией местного чина в Успенском соборе во Владимире широкие иконы деисусного ряда были использованы как двери иконостаса. Взамен их для деисусного чина были тогда же написаны новые иконы с изображением архангелов. Для них были использованы доски, оставшиеся от несохранившихся или уничтоженных изображений Георгия и Дмитрия, замыкавших чин с обеих сторон. Интересно отметить, что деисусный чин Благовещенского собора 1405 г., в исполнении которого Андрей Рублев принимал участие в дружине Феофана Грека, первоначально состоял не из одиннадцати икон, как принято думать всеми исследователями, а из тринадцати икон. Вслед за Дмитрием (а не Георгием, как его ошибочно называют) у южной стены стоял Даниил Столпник, а за Георгием с севера был помещен Симеон Столпник (о столпниках в Благовещенском соборе см. Н. А. Скворцов, Археология и топография Москвы, М., 1913, стр. 325).
Так как ширина Успенского собора во Владимире равняется 15 с небольшим метрам, а все иконы деисусного чина, уставленные в ряд, составляют более 17 метров, остается предположить, что изображения Дмитрия и Георгия, подобно столпникам в Благовещенском соборе, помещались первоначально на северной и южной стенах.
1408 год. Андрей Рублев, Даниил Черный.
Архангелы, с мерилами и зерцалами в руках, широко шагают с обеих сторон к Спасу, склоняя головы. Они облачены в далматики с усаженными драгоценными камнями аламами и каймами. Архангелы опоясаны украшенными так же лорами. Ниспадающие пышными складками гиматии (мантии) связаны узлом у ворота. Вохрение по оливковому санкирю, розоватой охрой. Древняя живопись лиц почти не сохранилась, оставлена запись начала XVIII века. Далматики синевато-зеленые, с пробелами, выполненными жидкими белилами в два слоя. Лоры, оплечья и каймы — светло-желтые, со следами золота и изображением драгоценных камней. Плащи киноварные, с золотым буквенным узором на каймах. От крыльев сохранились следы темно-зеленой подмалевки и голубые папоротки. Фон и поля начала XVIII века. По контурам фигур — фрагменты древнего золотого фона.
Доски липовые, шпонки врезные, односторонние. На обороте железные скобы с петлями, привинченные гайками в начале XVIII века. Паволока, левкас, яичная темпера.
Раскрыты частично в 1924 году в ЦГРМ; раскрытие закончено в 1937 году И. А. Барановым и И. И. Сусловым в ГТГ.
Происходят из иконостаса Успенского собора г. Владимира (см. примеч. 3 к № 223).
Поступили из ЦГРМ в 1934 году.
1408 год. 314×220; 313×106; 313×105; 311×104; 312×105. Третьяковская галерея, Москва (кроме икон апостолов Павла и Петра) [22961, 22125, 22960]. Русский музей, Ленинград (апостолы Петр и Павел) [2134, 2722].
Из Успенского собора во Владимире. В деисусный чин входят изображения Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра, Павла, Андрея и Иоанна Богослова, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. Предположение М. А. Ильина о том, что первоначально чин состоял из двадцати одной иконы, ни на чем не основано. Чин мог замыкаться по сторонам, по мнению И. Э. Грабаря и В. И. Антоновой, утраченными изображениями Дмитрия и Георгия (как в Благовещенском соборе), и тогда он имел бы пятнадцать икон. Однако это остается недоказанным. Пять икон деисусного чина находились в пролете алтарной арки, по три в пролетах жертвенника и диаконника, по одной или по две — на восточных стенах крайних нефов, пристроенных Всеволодом Большое Гнездо. Совсем не обязательно, чтобы иконы деисусного чина располагались в виде сплошного фриза от северной до южной стены, как это дает в своей более чем спорной реконструкции М. А. Ильин. Столпы алтарной части, украшенные фресками, отделяли иконы алтарной арки от икон жертвенника и диаконника, а иконы последних — от икон на стенах крайних нефов. Таким образом, здесь еще не было сплошного, сомкнутого иконостаса, как в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Сохранность большинства икон посредственная. Иконы, частично записанные в XVII веке, радикально обновлялись в 1708 году и были безграмотно реставрированы Н. И. Подключниковым в 1852 году. Научная реставрация икон началась в 1920-х годах и затянулась вплоть до 50-х годов. Большие утраты верхнего красочного слоя. Много мелких заделок и частичных вставок нового левкаса с последующей их тонировкой. На местах полной утраты первоначальной живописи оставлены записи позднейшего времени (так, например, на иконе Спаса — золотой фон, текст Евангелия, вставка у нижнего края, задевающая ступню левой ноги и подножие; на иконе Иоанна Предтечи — вся правая рука, написанная в начале XVIII века; на иконе Богоматери — кисть левой руки, дописанная в начале XVIII века. Силуэты фигур апостолов Петра и Павла несколько изменены, когда были вырезаны по контуру остатки старого левкаса. При компоновке фигур деисусного чина Рублев и Даниил использовали в качестве образцов некоторые иконы Феофана из иконостаса Благовещенского собора (например, иконы Спаса, Богоматери, Петра). Наиболее рублевскими являются иконы Спаса, Предтечи и апостолов Петра и Павла.