4 |
3 |
1 |
2 |
5 |
6 |
|
11. ДЕИСУСНЫЙ ЧИН
Начало XVI века
Ростов
Дерево, левкас, темпера
[Собрание «Акафист»]
а) БОГОМАТЕРЬ
77.0 × 54,5 см
б) ИОАНН ПРЕДТЕЧА
75,6 × 57,0 см
в) АРХАНГЕЛ МИХАИЛ
76.0 × 57,0 см
**г) АПОСТОЛ ПЕТР**
76.0 × 55,0 см
д) АПОСТОЛ ПАВЕЛ
75,5 × 56,5 см
е) ДМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
75,8 × 53,8 см
Происхождение: Происходят из собрания М. И. Чуванова.
Сохранность: На всех иконах святые были представлены в полный рост. В XIX веке, возможно, в старообрядческой среде, доски были опилены и чин обращен в поясной (фигуры обрезаны несколько ниже пояса). Нижнее поле надставлено. На всех иконах вставка по стыку двух частей доски. На иконе Дмитрия Солунского, доска которой состоит из трех частей, вставки по обоим стыкам. У икон архангела Михаила, апостола Петра и апостола Павла обе части доски несколько стесаны по стыку. Поздний левкас на верхнем поле икон. В средниках вставки, начинающиеся от верхнего поля и сужающиеся книзу. Многочисленные более мелкие вставки. Сильно утрачен красочный слой фонов и почти полностью золото нимбов. Потертости красочного слоя на фигурах святых.
Реставрация: Реставрированы владельцем
На иконе Богоматери при обычном повороте лик обращен почти в сторону зрителя4. Иоанн Предтеча представлен во власянице и плаще, покрывающем правое плечо и пояс. Правая рука поднята в жесте прорицания, в левой — свиток с текстом: покаитеся пр//иближи... Архангел Михаил представлен в лоратном одеянии; плащ завязан на груди узлом. Свиток Петра свернут рожком, на котором написано: Т Е//П И//К С//Ц//М — первые буквы слов традиционного текста («Ты Еси Петр И на сем Камени Созижду Церковь Мою»).
4 Как на иконе около 1515 года из деисусного чина иконостаса собора Корнильева Комельского монастыря (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Воспр.: Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII вв. М., 1995. Кат. 128).
Колорит икон, особенно характерные оттенки желтых и коричневых охр, а также рисунок фигур связывают их с иконописью Ростова. Личное письмо, исполненное по светлому оливковому санкирю розовато-желтым охрением, чуть более светлым, чем санкирь, напоминает иконы деисусного чина последней четверти XV века из Борисоглебского монастыря близ Ростова (Государственный архитектурно-художественный музей-заповедник «Ростовский кремль»)5 и иконы из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря около 1497 года (Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)6. Сияющие краски, положенные свободно, часто легким прозрачным слоем, находят аналогию в иконе «Дмитрий Солунский, в житии» начала XVI века из Покровской церкви села Гуменец близ Ростова (Государственный архитектурно-художественный музей-заповедник «Ростовский кремль»)7. Особенно близки оттенки зеленых и красных тонов. Характер линейной стилизации, гладкость силуэтов фигур при небольших головах и кистях рук склоняют к датировке публикуемых икон ранним XVI веком.
5 Воспр.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. Кат. 4–6.
6 Иконы «Иоанн Богослов», «Андрей Первозванный», «Григорий Богослов», «Никола Чудотворец», «Леонтий Ростовский», «Петр митрополит Московский» из деисусного чина, «Преполовение» и «Уверение Фомы» из праздничного ряда, «Пророки Осия, Амос и Софония» из пророческого ряда, а также другие иконы этого иконостаса, которые могут быть приписаны одному и тому же ростовскому мастеру, согласно определению О. В. Лелековой, — художнику икон страстного цикла.
7 Воспр.: Вахрина В. И. Указ. соч. Кат. 14.
В. М. Сорокатый