Наверх (Ctrl ↑)

Деисусный чин из собрания А. И. Анисимова (Новгород, втор. пол. XV в., ГТГ)


1

2
  1. Архангел Михаил [Вторая половина XV в.]
  2. Архангел Гавриил [Вторая половина XV в.]

Ниже цитируются:
 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 358
¦
83. Архангел Михаил; Архангел Гавриил. Из деисусного чина.
ГТГ, инв. 20469, 24249.
XV в. (?).
108 × 41; 108 × 44.

Происхождение. Из собрания А. И. Анисимова. Поступили в ГТГ в 1931 г.

Раскрытие. Сведений не имеется.

Доски липовые, с двумя односторонними сквозными шпонками. Ковчег, паволока. с. 358
с. 359
¦

Описание.

Архангелы в рост, в трехчетвертном повороте к центру чина, с посохами и сферами (зерцалами). Гиматии накинуты на одно плечо. Михаил в зеленом хитоне и красном гиматии, Гавриил в красном хитоне и в зеленом гиматии.

Нимбы золотые, фон и поля цвета светлой охры, поземы зеленые, опушь желтая.

Надписи на фоне красной краской:

Иконография.

Иконографическая схема икон — традиционно новгородская. Ср. кат. №№ 8, 32, 33, 37.

Датировка и атрибуция.

В литературе считаются новгородскими произведениями второй половины XV в. Видимо, из этого чина — «Апостол Петр» в Национальном музее в Стокгольме (H. Kjellin [1956], p. 158). Сходные размеры — у кат. № 84.

Выставки.

Литература

с. 359
 
¦


 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 278
¦
99. Деисусный чин

Вторая половина XV века. Новгород
Находились в собрании А. И. Анисимова
ГТГ

Архангел Михаил

Дерево, темпера. 108 × 41
Инв. 20469

Архангел Гавриил

Дерево, темпера. 108 × 44
Инв. 24249

Иконы архангела Михаила и архангела Гавриила являются частью деисусного чина высокого иконостаса. Как служители божественной славы, они всегда располагаются за молитвенно предстоящими Христу Богоматерью и Иоанном Предтечей.

Ангел в переводе с греческого значит вестник. Архангелы — верховные ангелы. В трактате св. Дионисия Ареопагита «О Небесной Иерархии» архангелы — один из девяти чинов бесплотных небесных сил. Помимо них в Иерархию входят сотворенные Богом духовные существа: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Ангелы. Архангелы, как и все небесные силы, облечены большим могуществом и именуются в стихире бесплотным силам «органами Премудрости». «Безсмертные ангелы честные зрителие Премудрости вечныя бысте» (канон бесплотным).

В поучении св. Иоанна Златоуста о небесных силах говорится, что каждому из них уготовано свое служение. Одни поставлены на Божие славословие, другие беспрестанно «стояще день и ночь служат богомыслию; шествие же их скорее молнии или как мысль человеческая», третьи даны на соблюдение и сохранение человеческим душам: кому-то на помощь, а согрешающим — на казнь.

Иоанн Златоуст говорит, что вид и красоту ангельскую передать невозможно. В свою очередь, они «Бога же не видят каков есть, занеже не постижим... токмо славу [Его] видят...» (Поучения Иоанна Златоуста в неделю 29, сказание о небесных силах). Вот почему в руках архангелов на иконе изображается зерцало с монограммами Иисуса Христа — для обретения повеления от Господа, а тороки — в виде нежных вьющихся лент над ушами архангелов для принятия божественной воли. В руках архангелов Михаила и Гавриила жезлы — символы небесного посланничества.

Имя Гавриил в переводе с еврейского — «крепость Божия». В каноне бесплотным силам архангел Гавриил именуется «Божия воплощения возвестителем». Он, по определению древнего Пролога, был посылаем на землю как вестник: «он принес Адаму в рай заповедь не вкушать от древа познания добра и зла; он возвестил неплодное рождение Предтечи, научил Сифа книжной премудрости и благовествовал Марии»1.

1 Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской. СПб., 1892. С. 20.

Имя Михаил в переводе с еврейского — «кто как Бог». Архангел Михаил — воитель Божий. В Книге Откровения св. Иоанна Богослова говорится: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона... и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю и ангелы его низвержены с ним...» (Откр. 12 : 7, 9). Победа архангела Михаила — победа Христа над Антихристом. Архистратиг Михаил совершает божественную волю, подавая помощь и заступление людям: посекает войско ассирийское, является Иисусу Навину, изводит из темницы апостола Петра, являет чудо спасения храма от потопления в Хонех. Архангел Михаил на иконах «Страшный суд» изображается взвешивающим души умерших.

Литература

Л. Ковтырева с. 278
 
¦


Литература