Наверх (Ctrl ↑)

Словарь

П
[ А ] [ Б ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ Ж ] [ З ] [ И ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ]
[ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ У ] [ Ф ] [ Х ] [ Ц ] [ Ч ] [ Ш ] [ Э ]


паволока — ткань, которая наклеивается на иконную доску перед наложением левкаса (грунта) — для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски. [Я-95]

Панагия — (греч. — всесвятая) — 1. Часть просфоры, изъятой на проскомидии в честь Богоматери; в специальных ящичках (панагиарах) переносилась в монастырскую трапезную, где часть ее вкушалась до, а часть — после трапезы. В настоящее время полагается вместе с другими частицами на дискос и освящается на литургии. 2. Нагрудный знак архиереев и архимандритов — небольшая иконка (круглая, овальная, ромбовидная и т. д.), на одной стороне которой изображается, как правило, Спас или Троица, а на другой Богоматерь с Младенцем. 3. Особый эпитет, который присваивается, как правило, изображениям Богоматери Знамение (иногда — Великая Панагия); раскрывает дополнительный смысл, присущий изображению Спаса Эммануила в медальоне — символическому прообразу пасхального агнца (т. н. артоса — круглой пасхальной просфоры). [Я-95]

паникадило — (греч. — многосвечие) — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад. [Я-95]

Пантократор — (греч. — вседержитель) — один из основных типов изображения Христа, представляющий Его в виде Небесного Царя и Судии, — Христос восседает на троне, благословляя правой рукой, а левой держит свиток или книгу. Получает широкое распространение начиная с IV-VI веков в связи с проникновением в христианское искусство элементов позднеантичной иконографии (прежде всего, иконографии императора). В более позднее время, наряду с изображением в рост, становится широко известен поясной тип Пантократора, различающийся лишь в деталях: положение книги или свитка, жест благословляющей руки и т. п. [Я-95]

папоротки — в иконописи изображение нижних перьев на крыльях архангела, обычно имели другой цвет или оттенок по сравнению с остальной частью крыла. [Я-95]

параклисис — термином "параклисис" (греч. Παρεκκλήσίον — придел) может обозначаться в православной архитектуре как придел соборного храма (кафоликона), так и малый храм вне его. Как правило, в тех и других параклисисах нет большого престола в центре св. алтаря. И престол, и жертвенник обычно расположены в параклисисах вплотную к восточной стене св. алтаря (пристенный престол), подчас даже занимая отдельную нишу. В святогорских обителях бывает до 10–15 подобных малых храмов — параклисисов, где одновременно совершается несколько литургий (при наличии необходимого числа священников). Кроме того, в этих малых храмах также совершается параклисис (παράκλησίς, от греч. παρακαλέω — взывать, утешать) — особая церковная служба с пением утешительного канона Божией Матери, причем Малый Параклисис Пресвятой Богородице может совершаться без священника, в то время как Большой Параклисис Пресвятой Богородице служится только священником. [О. Г. Ульянов]

параманд — (греч.) — деталь монашеского облачения; четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди. Обозначает тот крест, который берет на себя инок, следуя за Спасителем. [Я-95]

паруса — элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Для этого по сторонам квадрата возводятся арки, а промежутки между ними и куполом заполняются парусами. [K&M]

пилястра — (итал. pilastro, от лат. pila — столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены. [K&M]

плавь — жидкое письмо, тонкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции. Доличное проплавляется обычно один-два раза, личное (лик, обнаженные части тела) пишутся несколькими плавями. [Я-95]

плащаница — полотнище с изображением Христа во гробе, после снятия с Креста. В Великую пятницу торжественно выносится из алтаря на середину храма и полагается на катафалке для поклонения верующих — до пасхальной полунощницы, после чего возвращается в алтарь. Туринская плащаница считается именно той тканью, в которую было завернуто тело Иисуса Христа во время погребения. [Я-95]

подклет — в русской каменной и деревянной архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение. [K&M]

позем — в иконописи часть фона, полоса в нижней части иконы, обычно коричневого или зеленого цвета — условное обозначение земли. [Я-95]

полиелей — (греч. Polyeleos, от polys — многий и eleos — милость), торжественное песнопение Утрени, исполняемое перед чтением утреннего Евангелия. Состоит из стихов 134 псалма («Хвалите имя Господне») и 135 псалма («Исповедайтеся Господеви»). Название происходит от частого повторения в 135 псалме слов «Яко в век милость Его». Полиелей поется только на Утрени воскресных и праздничных дней в период с 22 сентября по 20 декабря и с 14 января до Сырной недели. [K&M]

портал — (нем. Portal, от лат. porta — вход, ворота), архитектурно оформленный вход в здание. [K&M]

потир — (греч. poter), литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия — чаша на высокой ножке, часто из драгоценных металлов или поделочных камней. [K&M]

преподобный — общее наименование, относящееся к святым монахам, подвижникам, отшельникам и пр. [Я-95]

престол — четырехугольный стол, накрытый особыми покрывалами, который располагается в середине алтаря православного храма. На престоле помещается антиминс, Евангелие, один или несколько напрестольных крестов и дарохранительница; на престоле совершается освещение Св. Даров. Поскольку Св. Дары символизируют собой Тело Христово, престол обозначает собой одновременно гроб Господень и, с другой стороны, место пребывания Бога в раю. [Я-95]

придел — в православном храме небольшая бесстолпная пристройка со стороны южного или северного фасада, имеющая дополнительный алтарь для богослужений. [K&M]

притвор — то же, что нартекс. [K&M]

притенение — в живописи доличного — переход от светлого к более темному тону, выполненный в том же цвете. [Я-95]

пробела — в иконописи высветление отдельных частей изображения путем многократных прописок с постепенным увеличением количества белил, наносимых по ровному основному тону. Символизируют присутствие Божественного света (ср. Ассист). [Я-95]

проскомидия — (от греч. -приносить) -вступительная часть литургии, на которой происходит приготовление Св. Даров (хлеба и вина) для причащения. Для этой цели в настоящее время используется пять просфор: из первой священник вырезает четырехугольную часть — агнца, символизирующего собой тело Христово, а из остальных — частицы в честь Богоматери, Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мучеников, святителей; подвижников, а также молитвенное поминовение живых и мертвых. Все эти частицы вместе с агнцем полагаются на особое блюдо — дискос, над которым ставится звездица — два металлических полукружия, расположенные крест-накрест, и накрываются тремя платами (воздухами) Красное вино смешивается с водой и вливается в чашу (потир). Все эти действия священника сопровождаются определенными молитвенными чинопоследованиями. [Я-95]

просфора — (греч. — приношение) — небольшой круглый хлеб, выпекаемый из квасного пшеничного теста; в православном богослужении используется в таинстве Причащения. На верхней корочке просфоры вытеснено изображение четырехконечного креста и буквы IС ХС NI КА (Иисус Христос побеждает). Название «просфора» произошло от обычая, принятого в первые века христианства, приносить в храм хлеб и вино для Евхаристии и для агапы — «вечери любви» (совместной ритуальной трапезы), устраивавшейся после богослужения. [Я-95]

псалмы — (греч. psalmoi — хвалебная песня), песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики; восходят к царю Давиду (ок. 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к кон. 5 — нач. 4 в. до н. э. Вместе с речитативной традицией исполнения перешли в христианское богослужение. Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, исторические обзоры, брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущи целостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытывающему глубины человеческого сердца. В мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке 16-20 вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Дж. Палестрины, Г. Шютца, И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И. Ф. Стравинского, К. Пендерецкого ). [K&M]

Псалтырь — (греч. psalterion), богослужебная книга, содержащая библейскую книгу псалмов («Книгу хвалений»). [K&M]


Словарные статьи с пометкой [K&M] воспроизводятся по "Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия", www.km.ru; c пометкой [Я-95] — по [Языкова 1995]