Наверх (Ctrl ↑)

Почему в древнерусской иконописи 15-16 века наполнителем грунта почти всегда служил мел?

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1918 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 724024 • 16 Фев 2016 19:01
Перед Новым годом никак не мог с интернета скачать  книгу  Д. И. Киплик Техника живописи  , пока не наткнулся на ссылку на форум "Христианство в искусстве" именно на  тему посвященную этой книге, и успешно скачал книгу ...
 
http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=53849#53849

сегодня читаю в разделе посвященном Гипсу   (фото 6) -

 ...  Гипс лишен кроющей способности и потому не может слу­жить краской в живописи (даже клеевой), и применение его ограничивается здесь лишь приготовлением грунтов. Имеются указания на то, что гипсовые грунты превосходят меловые, осо­бенно на дереве, так как они менее хрупки и ломки и лучше про­тивостоят изменениям влажности воздуха и его температуры. Подобно мелу, гипс служит белым основанием для красок-лаков, а также для подмеси в краски, причем и в том и в другом случаях предпочитается мелу. ...
   
Так кто все же прав ?

 Профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Санкт-Петербурге Д.И. Киплик утверждающий - " гипсовые грунты превосходят меловые, осо­бенно на дереве, так как они менее хрупки и ломки и лучше про­тивостоят изменениям влажности воздуха и его температуры" или  Алексеев - Алюрви имеющий прямо противоположное мнение - " Гипсовые грунты более хрупкие, чем меловые... "
   
Rolling Eyes
Файл № 331 289
6 Д. И. Киплик Техника живописи стр. 18 о гипсовых грунтах.jpg
163.17 KB   •    21
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1918 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1132052 • 03 Дек 2018 12:49
В своей монографии (Наумова М.М. Техника средневековой живописи. Современные представления по результатам исследований. Москва: РИО ГосНИИР, 1999. — 88 с. — (Краски Средневековья)), Майя Марковна Наумова пишет - «.... Гипсовые грунты  типичны для средневековой живописи  Южной Европы, как византийской, так и западноевропейской традиции. Иконописцами  Северной  Европы в качестве   наполнителя грунта почти всегда использовался  мел.
  Для русских икон также характерны меловые грунты, однако в красочном слое  некоторых русских икон XIII-XIV  вв. был обнаружен гипс. Пока не доказано, что это следствие иноземных влияний».
 
  Дендрохронологическое исследование основы, палеографическое исследование надписей   и стилистический анализ  живописи  иконы Святитель Никола (фото 7), позволяют с большой долей вероятности утверждать, что икона, скорее всего, была  написана в Обонежье около 1360 года. Попробуем показать, на примере технико-технологического исследования живописи иконы Святитель Никола, имеющей гипсовый левкас, что древнерусский иконописец, автор иконы, прекрасно владел приемами как западноевропейской (средневековой итальянской), так и традиционной византийской живописи.  Что позволит нам доказать, что использование гипсовых грунтов в древнерусской живописи   XIII-XIV  вв. являлось следствием иноземных влияний.
Файл № 566 694
7 Икона Святитель Никола снимок 12.11.2015.JPG
1.35 MB   •    7
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1918 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1132054 • 03 Дек 2018 12:58
Начнем с  доличного.
   Древний  византийский прием написания мафория, заключался в многослойном написании, при котором  завершающий слой всегда состоял из красного органического пигмента.  В своей монографии Майя Марковна отмечает, что этот византийский прием написания мафория – принципиально иной, чем способ его исполнения на  древнерусских иконах,  где   коричневый мафорий Марии всегда писался в один слой, состоящий  либо из одного коричневого земляного пигмента, либо в смеси  с сажей, киноварью  или, в отдельных случаях, с синими минеральными пигментами.

  В качестве иллюстративного примера данных приемов, можно привести две наиболее почитаемые  в России, и в Украине Иконы Богородицы.

  Например одна из древнейших и наиболее почитаемых в Украине икон  Хо́лмская икона Божией Матери ( Цитович В.И., Братушко Ю.И., Тимченко Т.Р. Византийская икона XII века «Богоматерь Холмская» в свете технологических исследований // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Сб.статей. Вып. 19. – М.: ГосНИИР, 2001. – С. 7-16.). Авторы пишут - «Икона заметно выделяется по тонкости изображения ликов среди византийских памятников, обнаруживая стилистическую близкость только в одной византийской иконе (иного иконографического типа – Елеусы) Богоматери Владимирской (Вышгородской), относимой к константинопольской школе и датируемой первой третью XII в.(фото 8.) … Авторский левкас – клее-гипсовый … Живопись пурпурного мафория Богоматери двухслойна; на грунте лежит красная охра, пролессированная  темно-пурпурным краплаком» (фото 9).

  Технико-технологические приемы написания  главной святыни русского государства иконы  Богоматерь Владимирская (фото 8.) приведены в книге - Богоматерь Владимирская / Гладышева Е.В., Суховерков Д.Н. — М. : Гос. Третьяковская галерея, 2016. — 88 с.  Авторы, в разделе поновления  XVI  века (1514 год) отмечают – «Новый мафорий Богоматери был написан смесью коричневого гематита и угля».
Файл № 566 696
8 Икона Богоматерь Владимирская Лик Византия Первая треть XII в..jpg
196.37 KB   •    4
Файл № 566 695
9 Икона Богоматерь Холмская Византия XII в..jpg
186.05 KB   •    10
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1918 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1132055 • 03 Дек 2018 13:05
В нашем случае, икона Святитель  Никола – «…Фон медальона с изображением Богородицы написан глауконитом с примесью белил. Цвет мафория «классический», получен смешением красной охры с небольшим количеством сажи. Чепец Марии нарисован смальтой с примесью белил».
   Древнерусский мастер, автор иконы Святитель Никола, при написании мафория Богородицы (фото 10),   использовал классический древний византийский прием. И не стоит забывать, высота фигуры Богородицы на иконе всего несколько сантиметров.
Файл № 566 697
10 Икона Святитель Никола Медальон Богородицы снимок 2012 года.jpg
4.61 MB   •    16
kasper
Регистрация: 01.12.2011 Сообщения: 18044
Сообщение   Сообщение № 1132074 • 03 Дек 2018 13:45
Чем больше Вы пишите про свой предмет, тем он у Вас становится старше и старше, а тема параноидальная получается
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1918 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1132992 • 04 Дек 2018 20:49
На фото 11 справа миниатюра Благословляющий Христос на троне из Сборника византийской гимнографии (Акафист Богоматери) Москва Гос. исторический музей, Син. греч. 429 (Влад. 303).
 
   Рукопись происходит из скриптория константинопольского монастыря Одигитрии. Она создана писцом Иоасафом II (отождествлено по почерку), впоследствии    игуменом монастыря Одигон, скорее всего, по заказу константинопольского патриарха Филофея Коккина.
   Рукопись украшена 24 миниатюрами, иллюстрирующими содержание Акафиста Богородице, а также инициалами причудливой формы, представляющими собой фантастически переплетенные звериные тела, в которые включены антропоморфные элементы. В 1662 г. рукопись была привезена в дар царю Алексею Михайловичу от Иоанна Палеолога и Александра Ласкараки, старост церкви Богородицы Златой Источник в Константинополе.
Файл № 569 451
11 Икона Святитель Никола снимок 12.11.2015 + миниатюра Христос на престоле Акафист (Константинополь 50–60-е гг. XIV в.).jpg
397.07 KB   •    3


Миниатюра из рукописи Акафист (50–60-е гг. XIV в.)
Москва ГИМ, Син. греч. 429 (Влад. 303)
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2018 phpBB Group