Наверх (Ctrl ↑)

Почему в древнерусской иконописи 15-16 века ель практически никогда не использовалась в качестве основы под живопись?

Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1801 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1006207 • 04 Янв 2018 17:37
В библиотеке форума можно скачать монографию известного советского историка Исаака Уриелевича  Будовница Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI веках (по «житиям святых») / Акад. наук СССР. Ин-т истории. — М.: Наука, 1966. — 392 с.,

    Чем нам интересна эта монография? Исаак  Уриелевич , первым поставил вопрос  - Почему новгородский  архиепископ  Моисей  дал Лазарю Муромскому «Антиминс, священные сосуды и милостыню довольну?" (стр. 118 фото 8.) ,  …
 
    Исаак  Уриелевич пишет – «Когда население острова умножилось, Лазарь построил церковь в честь »друга божия» Лазаря и отправился в Новгород к архиепископу Моисею за антиминсом для освящения церкви.  Моисей дал Лазарю антиминс , и «священные сосуды и милостыню довольну», но при этом не сообщается, что дал Лазарь Моисею, ибо освящение каждой новой церкви, назначение в игумены и пр. стоили больших епископских пошлин, от которых церковные пастыри никогда не отказывались (Алчность при этом доходила до того, что, например, «софияне» (капитул Софийского собора в Новгороде, центральный штат архиепископа) разрезали антиминс на четыре части и тем самым учетверяли свои доходы)".
 
    Теперь мы знаем, что дал Лазарь  новгородскому   архиепископу   Моисею – он был одним из двух мастеров - авторов росписи Собора  Михаила Архангела Сковородского монастыря Новгорода, построенного  по велению архиепископа  Моисея в 1355 году. В этой, основанной им обители, он и был похоронен  в 1362 году.
    Виктор  Никитич  Лазарев датировал роспись Собора  Михаила Архангела – около 1360 года , отмечая  при этом , что « …  второй мастер (Лазарь Муромский?)  подвизался преимущественно в куполе ... По сравнению с работами первого мастера, фрески его кисти кажутся,  менее щеголеватыми, зато им присущ оттенок большей задушевности. Этот  второй мастер, вероятно, был не только старше первого, но и патриархальнее по своему мироощущению … «.
   
    На фото 9 слева фреска пареклесия Кахрие Джами, Константинополь (1315-1321 гг.). Справа фреска с  изображением пророка Ионы  Собора  Архангела Михаила в  Сковородском монастыре Новгорода, выполненная  как считал Виктор  Никитич  Лазарев вторым мастером (около 1360 года) …
Файл № 489 315
8 Будовниц Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI веках ... стр. 118.jpg
590.98 KB   •    5
Файл № 489 346
9 2 фрески Кахрие Джами Константинополь (1315-1321), Сковородский монастырь Новгорода около 1360 года.jpg
1.38 MB   •    33
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1801 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1007404 • 08 Янв 2018 19:57
Сомнений нет, что наш особый мастер  (так называет его Мария Алексеевна Орлова  в своей фундаментальной работе « Орнамент в монументальной живописи древней Руси. Конец XIII — начало XVI века» 2тт  ) не кто иной , как Лазарь Муромский - преподобный Русской церкви, основатель Муромского Свято-Успенского монастыря ...  Далее, попробуем обосновать данное утверждение.

    В 1969-1970 гг. Ольга Сигизмундовна Попова написала работу  Новгородские миниатюры второй четверти  XIV в. в которой очень точно описала стиль « остро характерный,  и несомненно оригинальный в истории русского искусства» … -  « В результате сплава византийских и русских традиций  и местных вкусов было создано художественное явление, оригинальное    по отношению к искусству  византийского круга, хотя и очень близкое  ему».
   Конечно же, к этому стилю  относятся и фрески Собора Архангела Михаила в Сковородском монастыре, и рассматриваемая нами икона Святитель Никола, написанная , одним из мастеров фрескового ансамбля.

   Ольга Сигизмундовна так описывает это стиль – « … Он существовал только на Руси, а точнее – только в Новгороде. И по своей  внешней выразительности, и по своему внутреннему содержанию он адекватен характеру культурной ситуации Новгорода этого периода. Возникший где-то в 30-х годах  XIV в. (самый ранний пример – Васильевские врата 1336 г.) он просуществовал недолго – до середины века. В более поздних памятниках этот стиль не воскресает ни разу. Непродолжительная жизнь его совпадает с периодом, когда церковную кафедру в Новгороде с 1331 по 1352 г. занимал архиепископ Василий, он же – Григорий Калика, совершивший и описавший  паломничество в Константинополь и Палестину и ставший затем одним из самых знаменитых русских архиереев" .  
    Раз мы отнесли к этому стилю фрески Собора Архангела Михаила в Сковородском монастыре,  и  икону  Святитель Никола, то, во-первых,  необходимо раздвинуть границы, - стиль этот встречается , как минимум  еще один  раз в конце 50-х годов  XIV вв., совпадающий с поездкой Лазаря Муромского к архиепископу Моисею. А,  во-вторых  связать с ним  и деятельность архиепископа  Моисея занимавшего  владыческую кафедру дважды: с 1324 по 1329 г., и после перерыва с 1352 по 1359 г, по заказу которого и были выполнены фрески Собора Архангела Михаила.

    Житие Лазаря Муромского — сочинение, составленное в форме автобиографии Лазаря, основателя Муромского монастыря у восточного берега Онежского озера (ум. 8 марта 1391 г.), записанной с его слов его преемником Феодосием. Из него следует, что Лазарь был выходцем из Византии,  пострижеником игумена «римския обители Высокогорския» Афанасия Дискота, посланным в Великий Новгород к архиепископу Василию «повести сказати... о белом клобуце», — имеется в виду легендарная история передачи новгородским владыкам константинопольским патриархом белого головного убора … (на фото 11 первая страница одного из полутора десятков списков жития).

   В Новгородской третьей летописи, это событие датируется  6843 (1335)  годом (… «при сем архиепископе Василии принесен бысть белый клобук …») , а  в  записи  6844 (1336)  года  мы читаем – «того же лета двери медные золоченые сделал владыка Василий у святой Софии, у притвора церковного»  (фото 12).

   Но ведь Ольга Сигизмундовна пишет об этом стиле  - «самый ранний пример – Васильевские врата 1336 г.» . Ну как не связать появление  этого стиля (« остро характерного, и несомненно оригинального  в истории русского искусства»), с первым приездом Лазаря Муромского в Великий Новгород в 1335 году.  Зная, при этом, что Лазарь Муромский  был одним  из ведущих, именитых и высококвалифицированных константинопольских иконописцев, обладающий  к тому же,  исключительным социальным  статусом.
Файл № 490 055
11 Повесть о муромском острове стр. 1 РНБ Собрание Михайловского 384Q.jpg
896.53 KB   •    9
Файл № 490 056
12 Новгородская третья летопись записи 1335-1336 гг.jpg
166.45 KB   •    9
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1801 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1008687 • 12 Янв 2018 10:19
Рассмотрим приемы письма и материалы красочного слоя личного (фото 10) иконы Святитель Никола, написанной, по нашему утверждению, Лазарем Муромским в конце 50-х годов  XIV века , скорее всего,  на берегах Онежского озера  в Успенском  Муромском  монастыре.

    « … Личное моделировано по оливковому санкирю темного оттенка (смесь желтой охры и сажи, немного свинцовых белил, незначительное количество киновари). Охрения  выполнены в три этапа. Сначала основная форма карнации была прорисована  желтой охрой с примесью киновари. Далее нанесли менее крупные мазки из смеси свинцовых белил и желтой охры. Затем этот слой перекрыли желтой охрой с  незначительным количеством киновари и белил. Локализованные мелкие формы высветлений  выполнены белилами с  незначительной примесью киновари и охры. Движки нарисованы практически чистыми белилами. Опись черт личного темно-коричневая (сажа, небольшое количество красной охры, единичные  частицы киновари). Волосы написаны в два этапа. Сначала крупные пряди наметили смесью белил, сажи, небольшой доли киновари и аурипигмента. Затем сами волосы нарисовали практически чистыми белилами«.

   Мы видим, что объемное изображение лика сформировано с помощью системы высветлений из смеси белил с желтой охрой, нанесенных в несколько слоев, и завершающего слоя чистых свинцовых белил. Этот прием характерен, для ранней итальянской живописи, которая следовала византийской традиции; к началу XV века он исчезает, и лики  пишут  уже  по бессанкирной  белой подготовке.
Файл № 490 857
10 Икона Святитель Никола Лик.jpg
2.39 MB   •    32
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1801 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1008732 • 12 Янв 2018 12:21
Церковь Воскрешения Лазаря - самый древний из всех сохранившихся до нашего времени памятников русского деревянного зодчества не только в самом музее-заповеднике Кижи, но и во всей России (фото 13).
 
   Из книги Э.С. Смирновой По берегам Онежского озера – « … Муромский монастырь один из самых старых в Обонежье и может в этом смысле сравнится лишь с Палеостровским. Больше всего монастырь прославился крошечной Лазаревской церковью, которую сейчас перевезли в Кижский заповедник. Она стояла на кладбище. За руинами каменных храмов, чуть в стороне, и сейчас видна группа огромных старых деревьев. Это кладбищенская роща, существовавшая еще в  XVII веке. Московские дьяки, приезжавшие составлять описание Обонежья, всякий раз специально отмечали и церковку и рощу. Очевидно, и то и другое считалось местной  достопримечательностью …  Лазарь скончался здесь в 1391 году, прожив 105 лет, и был погребен за алтарем церкви Воскрешения Лазаря».

   Но ведь наша ель (из которой была изготовлена основа иконы  Святитель Никола) и деревья, из которых была построена церковь Воскрешения Лазаря росли, скорее всего, в одном месте и в одно время. И церковь, практически в первозданном виде (за исключением восстановленного А.В. Ополовниковым  утраченного западного притвора) сохранилась до наших  дней.
 
   Случай уникальный, грех не воспользоваться такой возможностью …     Rolling Eyes
Файл № 490 895
13 Церковь Воскрешения Лазаря в Кижах.jpg
280.04 KB   •    4
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1801 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1013350 • 23 Янв 2018 15:35
Правая сторона доски основы иконы святитель Никола содержит 82 видимых кольца, соответствующих периоду жизни ели с 1258 по 1340 год.

   В 1987 году была опубликована единственная на настоящее время  работа по дендрохронологическому исследованию дерева  церкви Воскрешение Лазаря   - Сергеева Н.Ф. Дендрохронологическое исследование дерева церкви Воскрешение Лазаря, Муромского монастыря // Культура и искусство СССР, Серия: Реставрация памятников истории и культуры. М., 1987. Вып. 7. С. 10-15.


  Из статьи мы узнали , что Б.А. Колчин в 1963 году в период сборки и реставрации Церкви Воскрешения Лазаря в Кижах взял 11 образцов спилов.
   В 1983 году сотрудниками Института Археологии АН СССР Н. Черных и А. Урьевой были взяты еще 36 образцов древесины Церкви Воскрешения Лазаря в виде кернов КЛМ-83\1 - КЛМ-83\36 .
         
   В результате дендрохронологического исследования дерева из сруба церкви Лазаря Муромского ученые установили, что все бревна сруба были срублены одновременно, и названо время ее строительства 1464 год.

   В статье была  приведена таблица результатов   дендрохронологического исследования  коллекции древесины   из  церкви Лазаря Муромского в музее Кижи , включающая в себя 36 образцов древесины. Из которой стало ясно, по крайней мере 4 дерева, образцы которых были рассмотрены,  произрастали в интересующий нас период, и вполне возможно росли в одном массиве с нашей елью.

13. КЛМ- 83\22 верхний косяк двери 257 колец  (1207 - 1464 гг)
19. КЛМ- 83\11 западная стена церкви 4 бревно 213  колец   (1251 - 1464 гг)
21. КЛМ- 83\32 дверь,  косяк с пятой  193  кольца    (1270 - 1463 гг)
33. КОМ- 83\8 северный  косяк двери 193 кольца    (1264 - 1457 гг)
   
    К сожалению, больше ничего об этих четырех образцах из статьи узнать не удалось. Но в списке литературы под №7  значилось - Сергеева Н, Ф., Шургин И. Н. Дендрохронологическое датирование уникальных памятников деревянного зодчества Русского Севера. Отчет В\О «Союзреставрация» (хранится в архиве Научно-исследовательской проектной мастерской В/О «Союзреставрация») М., 1984 г.
 
    Пришлось приложить немало усилий, что бы  найти этот отчет. Его слегка залило водой при пожаре, но к счастью он сохранился в вполне прекрасном состоянии, годном для копирования (фото 14).
Файл № 493 869
14 Отчет Ш-329 Обложка.JPG
224 KB   •    12


ЦНРПМ Отчет Ш-329 Дендрохронологическое датирование уникальных памятников деревянного зодчества Русского Севера. Церковь Воскрешения Лазаря из бывшего Муромского монастыря. Москва 1987 год.
KISA
Регистрация: 21.12.2006 Сообщения: 9143
Сообщение   Сообщение № 1020419 • 10 Фев 2018 19:03
Ягморт писал(а):
Рассмотрим приемы письма и материалы красочного слоя личного (фото 10) иконы Святитель Никола, написанной, по нашему утверждению, Лазарем Муромским в конце 50-х годов  XIV века , скорее всего,  на берегах Онежского озера  в Успенском  Муромском  монастыре.

   
Простите, по нашему утверждению, это чьему? Вашему или еще чье то? Немного не понятно.

_________________
Мы бодры...веселы...
Ягморт
Регистрация: 14.11.2011 Сообщения: 1801 Откуда: Северные земли
Сообщение   Сообщение № 1020426 • 10 Фев 2018 19:28
   
Ягморт писал(а):
 
    « … Личное моделировано по оливковому санкирю темного оттенка (смесь желтой охры и сажи, немного свинцовых белил, незначительное количество киновари). Охрения  выполнены в три этапа …
   ... Мы видим, что объемное изображение лика сформировано с помощью системы высветлений из смеси белил с желтой охрой, нанесенных в несколько слоев, и завершающего слоя чистых свинцовых белил. Этот прием характерен, для ранней итальянской живописи, которая следовала византийской традиции; к началу XV века он исчезает, и лики  пишут  уже  по бессанкирной  белой подготовке."


   Так вот, эту фразу - " ... Этот прием характерен, для ранней итальянской живописи, которая следовала византийской традиции; к началу XV века он исчезает, и лики  пишут  уже  по бессанкирной  белой подготовке" - не скрываю, я взял из монографии
Наумова М. М. Техника средневековой живописи. Современные представления по результатам исследований - размещенной на сайте ГосНИИР ...

    Пару лет назад, полемика с коллективом новгородских реставраторов закончилась ответом – «Представленное на фотографии изображение не может иметь отношения к новгородской живописи XIV в.  …  Для справки: новгородские иконописцы в XIV-XVI веках для изготовления основы использовали практически исключительно липу, в качестве наполнителя левкаса только мел (не гипс!). Применение смальты в Новгороде чрезвычайно редко …»

   Они оказались полностью правы! Икона была написана в Обонежье константинопольским мастером, использовавшим приемы ранней итальянской живописи, которая следовала византийской традиции. А этим мастером, в середине XIV века,  мог быть только Лазарь Муромский, выходец из римской обители Santa Prassede ... Rolling Eyes
 
 
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2018 phpBB Group