▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Огненное восхождение пророка Илии
Изображения с более высоким разрешением:

Огненное восхождение пророка Илии

Школа или худ. центр: Новгород

Начало XV в.

Дерево, левкас, темпера.
50.5 × 41.5 см

Собрание И. М., Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

119. ОГНЕННОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ПРОРОКА ИЛИИ

Начало XV века
Новгород
50,5 × 41,5 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание И. М.]

Происхождение: Вывезена из Архангельской области.

Сохранность: Реставрационная вставка, проходящая справа по вертикали вдоль стыка частей доски. Утрата красочного слоя небесного сегмента. Почти полная утрата золота нимбов, фона и полей.

Реставрация: Реставрирована в 2003–2004 годах.

Иконография дана в очень лаконичном варианте: пророк возносится в сторону небесного сегмента, в котором отсутствует изображение Десницы Господней. Елисей, стоящий на гладком, без обычных «горок» зеленом поземе, обеими руками ухватился за милоть Илии. Движение правой руки Илии такое же, как на тех иконах, где он изображается сидящим на камне и прислушивающимся к голосу Бога — ладонь скрыта бородой.

Экспрессия образа и энергично построенная композиция, рассчитанные на острое зрительное воздействие, позволяют связывать памятник с художественной традицией Новгорода. Красочная гамма близка иконе «Спас Вседержитель (Ярое око)» рубежа XIV–XV веков (ГРМ). Коричневый с лиловым оттенком цвет милоти Илии и плаща Елисея в точности совпадает с тоном фелони Николы в иконе «Никола и Георгий» конца XIV — начала XV века из Гуслицкого монастыря (ГРМ)132. Цированный орнамент полей иконы Илии полностью совпадает с орнаментом на полях указанной иконы Спаса не только рисунком, но и размером и направленностью движения. Динамичная композиция близка изображению в среднике иконы «Огненное восхождение пророка Илии, с житием» начала XV века (Нижегородский государственный художественный музей). Личное выполнено по коричневато-оливковому санкирю охрением, нанесенным раздельными импульсивно положенными пастозными мазками розоватого цвета с сильной завершающей пробелкой. На переходах от света к тени красноватость моделировок усиливается, напоминая подрумянку жидкой киноварью.

132 Обе приведенные аналогии традиционно относятся к памятникам Москвы, но существуют веские основания для их новгородской атрибуции.


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6982