▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Благовещение Устюжское
Изображения с более высоким разрешением:

Благовещение Устюжское

Школа или худ. центр: Каргополь (?)

Конец XVI — начало XVII вв.

Дерево, темпера.
111 × 89 см

Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия
Инв. ж 1108

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 112
¦
29. Благовещение Устюжское

Конец XVI — начало XVII века. Каргополь (?)
Дерево, темпера. 118 × 86
Происходит из Соловецкого монастыря. Храмовый образ церкви Благовещения над Святыми воротами
Музей-заповедник «Коломенское», инв. ж 1108

Богоматерь стоит перед золотым, с пышным растительным орнаментом троном. Она склонила голову в сторону благовествующего архангела Гавриила. В руке его жезл — символ небесного посланничества, другая же рука протянута в жесте обращения. В лоне Богоматери, на фоне красного овала, изображен Христос Эммануил. Он обращен к архангелу и благословляет его. Христос представлен обнаженным, что указует на момент воплощения и образ жертвенного агнца. Вверху, в центре, — восседающий на золотом престоле Господь Саваоф. В левой руке его — держава, правой рукой он благословляет. Престол помещен на фоне символа троичного света круглой концентрической «славы», сияющей золотыми лучами, и двух перекрещивающихся ромбов, красного и зеленого. Между фигурами Марии и архангела возвышается гора с черным проемом пещеры. За ней — высокая стена и два здания, между которыми перекинут велум. Колонна правого здания как бы опирается на боковую стойку трона Богоматери. Фон, поля и нимбы золотые.

В русских источниках Богоматерь с «нерожденным» Христом на груди иногда называется «Богоматерь Воплощение». Символика образа Эммануила находит свое толкование в текстах ветхозаветных пророчеств: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7 : 14).

Тема воплощения Бога, воплощения Божественной Премудрости, подчеркивается в данной иконографии и такими деталями, как скала с пещерой. Скала и пещера с вертепом являются здесь прообразами будущего рождения Спасителя, на что указывает и надпись, выполненная в проеме пещеры: «Гора и вертепъ в не же родися Х[ристо]с». Не случайно в византийской и русской живописи сцена Рождества Христова традиционно изображается на фоне скалы с пещерой. В сюжете «Благовещение» такие детали встречаются только в памятниках «устюжского» извода начиная с XVI века. Введение в сцену «Благовещения» новых иконографических деталей связано с обращением художников-иконописцев не только к тексту Евангелия (Лк. 1 : 26–38), но и к поэтическим образам Акафиста Богоматери. Трон за спиной Марии — пронизанный золотым светом и проросший растительными побегами престол — соотносится со стихами Акафиста, в которых Мария воспевается как «седалище Царя». Изображение горы и пещеры — толкование образа Богоматери как «горы нерукосечной» и «глубины неизмеримой». Прославление Марии как «непоколебимого столпа церкви», «нерушимой стены царства» соотносится в сюжете «Благовещения» с «софийным» осмыслением образа Девы Марии как непорочной дочери человеческой, в которой род человеческий получает освящение.

О. Полякова с. 112
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6259