▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Святитель Николай Чудотворец
Изображения с более высоким разрешением:

Святитель Николай Чудотворец

Школа или худ. центр: Москва (великокняжеские мастерские?)

Конец 1530-х — 1540-е годы

30.2 × 23.5 см

Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Обретенные сокровища 2004 

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ, архиепископ Мирликийский
Конец 1530-х — 1540-е годы. Москва. Великокняжеские мастерские (?). Дерево, левкас, темпера, 30,2 × 23,5

В отличие от больших храмовых икон, предназначенных для украшения храмовых интерьеров и поклонения им «всем христианским миром», камерные пядничные образа (обычно они имели размеры: 25 × 20 или 30 × 24, название происх. от древнерусского слова «пядь» — старинная мера длины, равная расстоянию в ладонь или от концов до предела вытянутых большого и указательного пальцев — примерно четверть аршина) создавались для личных благочестивых целей — домашней молитвы, монашеской кельи, — ими благословляли при крещении младенцев, венчании молодоженов, отпевании умерших. Иконки-пядницы писались в монастырях для раздачи их богомольцам и паломникам, для поднесения почетным гостям, для даров и благодарственных вкладов в ризницы соборов и монастырей ради спасения души христианина, на поминание усопших или в «наследие вечных благ». Исключительное место среди пядниц занимали образы святителя Николая — самого любимого и почитаемого на Руси святого. Видя в нем своего главного небесного помощника, скорого заступника, чудесного исцелителя, избавляющего от смерти и воскрешающего мертвых, наконец, близкого духовного собеседника, набожный русский народ особенно ценил именно оплечные изображения, позволявшие все внимание сосредоточить на лике святителя. Большое число таких памятников, сохранившихся почти во всех частных коллекциях и музеях мира, заметно преобладает по сравнению с подобными изображениями других святых. Но даже на фоне их великого множества икона «Св. Николая» из собрания В. А. Бондаренко выделяется редкой сохранностью и выдающимися художественными достоинствами.


«Св. Георгий», начало XIII в., из синайского монастыря Св. Екатерины.

В византийском искусстве оплечные изображения Мирликийского архиепископа известны лишь с середины XV в. К тому же времени относятся и дошедшие древнерусские иконы, например, «Св. Николай» из церкви Воскресения в Вологде. Однако нет сомнений, что сокращенные варианты традиционных поясных изображений появились уже в самый ранний период развития византийской иконографии. Об этом свидетельствует знаменитый оплечный образ Христа на воротах константинопольского дворца Халки, к которому восходят многочисленные миниатюры иллюминированных Псалтирей IX в., московские и новгородские иконы XIV–XVI вв., в том числе и икона «Спас оглавный» XV в. из собрания В. А. Бондаренко. Сокращенные изводы хорошо известны и по богородичным иконам: «Скорбящей», «Игоревской», «Петровской», «Корсунской», «Казанской» и др. Древность традиции подтверждают оглавные ангельские и деисусные чины, получившие широкое распространение в комниновском искусстве (к такому чину относится, например, «Св. Георгий» начала XIII в. из синайского монастыря св. Екатерины). Не исключено, что и оплечная иконография Николая восходит к его деисусным изображениям. Среди миниатюр рукописи «Жития святителя Николая» третьей четверти XVI в. (РГБ. ф. 37. № 15), исполненной в царском скриптории, такое изображение встречается при иллюстрировании чуда о трех иконах (л. 172 об.). В нем рассказывается о наказании патриарха Тарасия, назвавшего святителя «смердовичем» и отвергшего равночестность его образа иконам Спаса и Богоматери. Так он выразил свое возмущение тем, что написавший «Деисус» иконописец поместил св. Николая на месте Иоанна Крестителя. Изображая три деисусные иконы, миниатюрист представил оплечный образ Николая не развернутым в сторону Спаса, как обычно в сцене предстояния, а прямолично. Примечательно, что во всех миниатюрах этой рукописи икона Николая показана только как оплечный образ святителя (л. 183 об., 120 об.).

Во второй половине XV в. появляются иконы с оплечным образом Николая, окруженным на полях деисусным рядом и поясными фигурами святых, расположенных в иерархической последовательности, что соответствовало порядку поминания чинов Вселенской Церкви во время проскомидии, первой части литургии. Сами иконы, являя изобразительную параллель к богослужебному действу, видимо, предназначались в качестве храмовых образов для Никольских церквей. При этом изображение Николы в среднике воспринималось как жертвенник, на который предлагались поминальные частицы просфор. Особенно широкое распространение такие композиции получили в северных землях, где подавляющее число церквей посвящалось Мирликийскому святому.

Не исключено, что в царском дворце в XVI в. была какая-то почитаемая икона такой иконографии. Ее и могли повторять многочисленные пядничные иконы, обычно исполнявшиеся «в поднос» знатным гостям и паломникам. Ее тиражирование могло быть связано и с прославлением одной из многих чудотворных икон Николая, «явившихся» во времена Ивана Грозного. Последний, как известно, очень чтил святителя, «благословившего» его на великое княжение, которое состоялось Николиным днем — 6 декабря 1533 г. Возможно, небольшие пядничные иконы писались при великокняжеском дворе и предназначались для многочисленных вкладов Ивана IV в храмы и монастыри Руси. Большое число дошедших до нас и известных по описям икон с образом оплечного Николая, действительно, были вкладными или поминальными. Следует отметить устойчивый характер их иконографии, нередко обладавшей типичностью даже образного решения. Не исключено, что они изготовлялись в одной и той же мастерской.

Высокое художественное мастерство исполнения, отточенность живописных приемов и незаурядное образное решение памятника позволяет рассматривать его в кругу произведений, созданных в одном из ведущих иконописных центров XVI в. Отсутствие ярко выраженных местных особенностей стиля, приглушенный колорит, миниатюрность и тщательность послойного письма, светлый тон карнации, мягкость пластической формы и свободный характер авторского рисунка дают основание связывать икону с работой московского мастера. Несмотря на малые размеры и камерность произведения, оно не лишено величия и торжественности, а элементы царственности в одеждах святителя свидетельствуют в пользу того, что это мог быть придворный иконописец, исполнявший личный заказ какой-то высокопоставленной особы. Об этом говорит и редкий физиогномический тип Николая: округлые глаза, длинный тонкий нос, особенно поднятые брови, придающие его чертам аристократичность, а образу необычайную мягкость и одухотворенность.

Рассматриваемое произведение заметно выделяется на фоне известных примеров оглавных образов Николая индивидуальным характером образного решения. При всей отточенности приемов, она лишена типовых, стандартных черт, столь характерных для серийных заказов середины XVI в., исполнявшихся в крупных иконописных мастерских. В «Николе» из собрания В. А. Бондаренко еще ощущается стиль более раннего времени — предшествующего официальному искусству царской Москвы середины столетия, — когда живописи еще не были свойственны ни эмалевая плотность красочной поверхности, ни отстраненная холодноватость образов. Ставшие характерными для 1570-х годов поднятые над переносицей брови, обычно наделявшие грозненские иконы, — в соответствии с духом и драматическим характером этого времени, — страдальческим выражением, надломленностью и трагизмом, в данном случае придают облику Николы лишь удивленно-сострадательное состояние. Это позволяет связывать произведение с работой московских мастерских конца 30-х — начала 40-х гг.


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6234