▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Богоматерь Одигитрия (в типе «Грузинской»)
Изображения с более высоким разрешением:

Богоматерь Одигитрия (в типе «Грузинской»)

Школа или худ. центр: Новгород (мастерская митрополита Макария)

1530-е годы

93.7 × 72 см

Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Обретенные сокровища 2004 

БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ (в типе «Грузинской»)
1530-е годы. Новгород. Мастерская митрополита Макария. Дерево, темпера, 93,7 × 72

Представленная на иконе композиция принадлежит одному из многочисленных вариантов иконографического типа поясной Одигитрии, получившему на Руси условное название «Богоматери Грузинской». Для него характерна поза Младенца, вполоборота повернувшегося к держащей его на левой руке Матери и скрестившего голени так, что правое колено оказалось чуть поднятым, а складки гиматия обнажили его опущенные ступни. Особый характер имеют одеяния Младенца, представленного на иконе как Эммануил. Охристый свободный с золотым ассистом гиматий наброшен лишь на одно плечо: окутывая фигуру Иисуса, он оставляет открытым его украшенный киноварным орнаментом белый хитон, препоясанный широким зеленым поясом и того же цвета полосой клава на плече. Его торжественно-богатые одеяния напоминают о принадлежностях священнического облачения и подчеркивают архиерейское достоинство юного Христа-иерея. О дарованной ему благодати учительства говорит свиток и благословляющая десница, столь похожая на ораторский или проповеднический жест. Логос, воплощенный в виде юного Эммануила, являет образ своего служения делу спасения людей, страстной характер которого выражен крестообразным орнаментом на его белой — жертвенной — рубашечке.

Одним из самых характерных признаков рассматриваемого типа является особый рисунок складок мафория Богородицы, розовая изнанка которого видна в широких, симметрично откинутых отворотах. Спадая с шеи, плеча и запястья рук, головной покров Марии обнажает синий хитон и голубой чепец ее одеяний и при этом образует на внутренней стороне геометрически правильные, параллельные линии изломов. Разноцветные свисающие ткани Богородичных одежд, напоминая литургические пелены с возложенным на них Агнцем, отсылают нас к образу Алтаря-Трапезы, которому уподобляется Мария в гимнографии. А геометрически правильный, декоративный рисунок их изгибов сродни архитектонике храмового здания, ярко выражая символико-догматическое содержание иконы, где Богородица выступает идеальным образом Храма, вместилищем невместимого Логоса — Премудрости Божией, второй ипостаси Божественной Троицы. Особое значение такой иконографический тип должен был иметь в Новгороде, кафедральный храм которого был посвящен Софии Премудрости, Христу — воплощенному Слову. Действительно, среди наиболее почитаемых икон Софийского собора известен образ «корсунской» Богоматери, впервые упомянутый в летописном рассказе 1439 г. о чудесном явлении пономарю Аарону «давно умерших» новгородских архиереев, долго молившихся перед этой чудотворной святыней. Увидев в этом чуде знак покровительства Новгороду, владыка Евфимий учредил «корсунской» иконе торжественное празднование, что, скорее всего, и определило широкое распространение в новгородской земле ее многочисленных списков и копий.

Однако, судя по очертаниям оклада XII века и живописному воспроизведению образа XIX века (древняя икона не сохранилась), иконография «Богоматери Корсунской» принадлежала зеркальному, по сравнению с рассматриваемой иконой, типу Одигитрии Дексиократусы (держащей Младенца на правой руке), уже в начале XVIII века получившему наименование «Богоматери Иерусалимской». Запутанная устная легенда приписывает эту икону кисти евангелиста Луки, якобы запечатлевшего Богоматерь в таком образе в Гефсимании через 15 лет после вознесения Христа. В 453 г. она была перенесена в Константинополь, где с ее заступничеством связывали победу над скифами, и в течение следующих трехсот лет образ якобы стоял во Влахернском храме, а после крещения Руси император Лев VI передал ее в дар киевскому князю Владимиру Святославичу (по другим версиям, она была захвачена руссами при нападении на Константинополь в начале X в. и увезена в Херсон), который даровал святыню новгородцам после принятия ими христианской веры. Полагают, что до середины XVI в. «Иерусалимская» стояла в новгородском Софийском соборе, а после покорения Новгорода в 1571 г. царь Иван Грозный перенес святыню в Успенский собор Московского Кремля, где она оставалась вплоть до трагедии 1812 г.

Возможно, распространение «Иерусалимских» икон в новгородских землях действительно было связано с древним Софийским образом, а их название хранило память об иерусалимском происхождении прототипа. Известно, например, что в нартексе — у царского входа Софийского собора Константинополя — до XV в. находилась чудотворная икона Богородицы, некогда стоявшая в притворе храма Гроба Господня в Иерусалиме, где она говорила с Марией Египетской и обратила ее к покаянию. В византийскую столицу святыня была перенесена императором Львом VI Мудрым (886–912) и вполне могла получить здесь название «Иерусалимской». Источники упоминают также о некоем царьградском храме во имя Иерусалимской Богоматери.

Обратным, зеркальным переводом «Богоматери Иерусалимской» является композиция с Младенцем на левой руке, представленная на рассматриваемой иконе и в сравнительно позднее время названная типом «Богоматери Грузинской». На Руси это имя появилось в связи с прославлением грузинского чудотворного образа, вывезенного в 1625 г. из Персии, куда он, в числе прочих святынь, попал при покорении Грузии персидским шахом Аббасом I. Перенесенная в Черногорский монастырь Архангельской епархии, икона привлекла внимание новгородского митрополита Никона, будущего патриарха всея Руси. Исследовав сказание о ее чудесах, он установил в 1650 г. ежегодное празднование грузинскому образу (22 августа).

Причину широкой популярности в новгородской земле двух зеркальных изображений и их зависимость друг от друга установить трудно, но иконографические особенности позволяют связывать эту композицию с византийским искусством XI века, уже хорошо знакомым с изображением Одигитрии с сидящим почти в профиль Младенцем. Прототип новгородской иконы мог быть весьма древним, а лишь в XV в. его могли усложнить декоративно спадающими складками мафория и характерным украшением одежд Христа. Во всяком случае, судя по широчайшему распространению таких икон в искусстве XVI в., это были наиболее почитаемые в Новгороде богородичные святыни.


Икона «Богоматерь Грузинская», первая половина XVI в., Новгород (ГРМ).

Стилистические особенности иконы не позволяют сомневаться в ее новгородском происхождении. В ней наряду с сохранением сильного, не утратившего своей монументальности духовно значительного образа, появляются новые для искусства Новгорода художественные качества — подчеркнутая графичность, тенденция к симметрии и орнаментальности. Несравненно большую, чем прежде, роль играет ясно читаемый на светлом фоне силуэт плотно вписанной в средник фигуры. Причем ее пропорции заметно вытягиваются, а выразительность заостренных ломаных линий и декоративный ритм ниспадающего с плеча каскада складок становится главным художественным эффектом произведения. Это сближает икону с кругом произведений 30-х годов XVI века, написанных мастерами иконописной школы архиепископа Макария, занимавшего Новгородскую кафедру с 1526 по 1542 год. Это тем более вероятно, что на это время приходится традиция многократных повторений, создания списков с наиболее прославленных местных святынь, одним из которых и являлся настоящий памятник.


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6233