▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Преподобная Евфросиния Суздальская, с житием
Изображения с более высоким разрешением:

Преподобная Евфросиния Суздальская, с житием

Школа или худ. центр: Палех; Суздаль

Третья четверть XIX в.

151.5 × 105 см

Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Обретенные сокровища 2004 

ПРЕПОДОБНАЯ ЕВФРОСИНИЯ Суздальская с житием
Третья четверть XIX в. Суздаль. Дерево, темпера, 151,5 × 105

Представленный на иконе В. А. Бондаренко житийный цикл преподобной Евфросинии Суздальской, почитание которой, несмотря на общерусскую канонизацию, никогда не выходило за границы Владимиро-Суздальской земли, безусловно, относится к числу весьма редких как в древнерусской живописи, так и в искусстве нового времени. В соединении с высоким художественным уровнем рассматриваемого памятника и его прекрасной сохранностью это наделяет его особым значением. Судя по размерам, образ преподобной, окруженной сценами ее жития, предназначался в качестве местной храмовой иконы для большого собора. Определить его первоначальное местонахождение пока не удается, однако, очевидно, что это была икона одного из суздальских храмов. Более чем вероятна ее принадлежность собору Ризоположенского монастыря в Суздале — места пострижения и монашеских подвигов преподобной Евфросинии, мощи которой были главной его святыней. О таком житийном образе, стоящем в местном ряду соборного иконостаса по правую руку от Царских врат упоминает В. Георгиевский, — автор наиболее подробного описания Ризоположенского храма.

Единственным источником сведений о жизни преподобной Евфросинии является ее Житие, составленное монахом суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорием, во второй четверти — середине XVI в. создавшим жизнеописания многих местных святых. Оригинальный список этого сочинения был обнаружен суздальским епископом Варлаамом в Махрищском монастыре в 1577–1580-х годах, что, по-видимому, и послужило поводом к канонизации преподобной Евфросинии. В это время рака святой была поставлена у северной стены собора рядом с возведенным в 1586 г. северным приделом во имя Евфросинии Суздальской. Скорее всего тогда же была написана первая житийная икона преподобной, не дошедшая до наших дней.

Согласно житию, святая в крещении носила имя Феодулии и была старшей дочерью черниговского князя Михаила, замученного в 1246 г. в Орде и причисленного к лику святых еще в конце XIII века. Долгое время остававшиеся бездетными, благоверный князь Михаил и его супруга Феофания часто молились Господу в Киево-Печерском монастыре о даровании им чада. После одного из таких посещений, княжеской чете трижды явилась Богородица с вестью о будущем рождении дочери (в 1207 или 1212 г.). Феодулия воспитывалась ими в глубокой вере и благочестии. Большое влияние на ее духовное развитие оказывал образованный боярин отца — Феодор, позднее замученный вместе с князем Михаилом в Орде и также причисленный к лику святых. Редкая красота образованной княжны снискала ей особую славу, однако Феодулия не желала брака, о чем со слезами просила Богородицу. Когда в 1227 г. Феодулию отправили в Суздаль к ее жениху Мине, еще в пути она получила известие о неожиданной его смерти. Девушка осталась в суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Богоматери, где вскоре приняла постриг с именем Евфросинии (Александрийской преподобной). Будучи еще совсем юной, она с большой ревностью исполняла правила монашеской жизни, выделяясь среди инокинь не только духовной образованностью, но и аскетическими подвигами. Строгая подвижническая жизнь Евфросинии привлекала в суздальский монастырь паломников, жаждавших услышать поучения преподобной о любви, молитве, смирении. Став игуменьей, преподобная много сил отдавала строительству и украшению храмов, устройству внутренней монастырской жизни. В особом откровении ей была предсказана мученическая кончина ее родного отца, а также нашествие татар на Русь в 1238 г. Согласно житию, молитвы и заступничество Евфросинии спасли Ризоположенский монастырь от неприятеля, полностью сжегшего Суздаль. Преподобная скончалась 25 сентября 1250 г., но у ее гроба продолжались чудеса помощи и исцелений. После обретения мощей святой в 1700 г. ее почитание усилилось, хотя так и осталось в границах суздальской земли.


Икона «Преподобная Евфросиния на фоне Суздаля», 1700 г., Владимиро-Суздальский музей.

К этому году относится самая древняя среди сохранившихся икон преподобной (Влад.-Суздальский музей), на которой она представлена в предстоянии образу Богоматери с развернувшимся к ней Младенцем, — как схимница, с монашескими четками в руках, на фоне панорамы города Суздаля. Ее иконографию повторяет средник рассматриваемого памятника. Следует лишь отметить, что в нем заметно укрупнен облачный образ Богородицы, явившейся святой. В ногах Евфросинии достаточно точно изображен архитектурный облик Ризоположенского монастыря с каменными стенами, церквами и колокольней. Обширный и подробный житийный цикл Евфросинии, развернутый в клеймах иконы, восходит к миниатюрам лицевых рукописей Жития. Среди дошедших до нас более 20-ти списков таковыми являются шесть памятников XVII–XIX вв., причем каждый из них украшен значительным числом миниатюрных изображений. Композиционные принципы рассматриваемой иконы, подробность живописного рассказа, обилие текста в клеймах свидетельствуют о зависимости ее мастера от одного из таких житийных лицевых циклов. Некоторая архаичность архитектурных сооружений, иконописная скованность движений, стремление сохранить иконную условность пространства, постановки фигуры, плоскостности фигур и выразительности жестов позволяют думать, что образцом для нее служила рукопись XVIII в., возможно, один из списков лицевого жития, изданного в 1888 году. Однако нет уверенности в том, что икона из собрания В. А. Бондаренко не была создана ранее этого времени — в 60–70-е годы XIX в.

Иконографическая уникальность и художественные особенности памятника свидетельствуют, что это была особая заказная икона. По-видимому, ее исполнили местные — суздальские иконописцы, хорошо знавшие монастырскую традицию почитания преподобной.

Клейма:

  1. Великий князь Михаил направляется из Чернигова в Киево-Печерский монастырь.
  2. Молитва Великого князя Михаила с боярином Феодором и супругою Феофанией.
  3. Явление Богородицы, возвестившей «о зачатии девицы Феодулии».
  4. Рождение благоверной княжны Феодулии.
  5. Крещение.
  6. Приведение во учение грамоте.
  7. Явление Феодулии Богородицы, указавшей ей на востоке рай, а на западе — «кипящее огнем озеро» с грешниками.
  8. Видение отроковицей мужа в белых ризах, приведшего Феодулию в Киево-Печерский монастырь.
  9. Боярин Феодор привел княжну Феодулию в Суздаль в монастырь.
  10. Пострижение Феодулии в монахини с именем Евфросиния.
  11. Явление преподобной Евфросинии Христа в образе прекрасного юноши, наставляющего ее «в бодрости и крепости».
  12. Явление дьявола в образе ее отца.
  13. Явление дьявола в образе юношей, искушающих Евфросинию вкусной пищей.
  14. Нашествие Батыя на Суздаль. Явление двух «световидных юношей с луками, направленными на татар».
  15. Преподобная Евфросиния «посылает книги отцу своему князю Михаилу для укрепления духа его на мучение от Батыя».
  16. Явление святого князя Михаила с боярином Феодором после смерти своей.
  17. Исцеление девицы от нечистого духа.
  18. Моление о помиловании жителей Суздаля во время землетрясения.
  19. Преставление.
  20. Погребение.

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6229