▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Рождество Богоматери
Изображения с более высоким разрешением:

Рождество Богоматери

Уланов Василий Иванов

1715 г.

107.5 × 53 см

Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Обретенные сокровища 2004 

РОЖДЕСТВО БОГОМАТЕРИ
Василий Иванов Уланов. 1715 год. Дерево, темпера, 107,5 × 53

Канонические Евангелия и Деяния апостолов сообщают лишь немногие сведения о жизни Богоматери. Более определенно и подробно история ее жизни изложена в преданиях и апокрифических текстах, среди которых важное место занимает Протоевангелие Иакова, апокриф II века. В нем рассказывается история чудесного рождения Марии от неплодных родителей Иоакима и Анны, происходящих из царского рода Давидова, посвящения ее еще ребенком Богу, введения во храм и пребывания там до достижения 12-летнего возраста. На основе этого текста (главы V) в Византии уже в постиконоборческую эпоху сложилась иконография праздника Рождества Богоматери, к XI–XII вв. включавшая все ее основные части: изображение сидящей или лежащей на ложе Анны, шествие дев с дарами, омовение и ласкание младенца Марии. В палеологовское время (в начале XIV в.) в композицию была включена фигура Иоакима, а интерьер усложнился введением архитектурных кулис и стола с принесенными роженице дарами. На Руси праздник Рождества Богородицы пользовался особым почитанием, поскольку этот день (8 сентября) совпал с Куликовской битвой (1380), освободившей страну от татаро-монгольского владычества. Тогда же возникает огромное число Рождественских монастырей и храмов, украшенных фресками с подробными богородичными циклами, а также икон с сюжетом «Рождество Богоматери». Новый интерес к композиции возник у иконописцев XVII — начала XVIII века, поскольку ее действие разворачивалось в «жилище мирном» дома Иоакима. А оно позволяло художникам нового времени продемонстрировать свои познания в построении перспективы, включить элементы европейского интерьера, мебели, костюмов, посуды, различных деталей, которые они широко заимствовали из образцов западной гравюры.


«Рождество Богоматери», первой четверти XVIII в. Gallerie di Palazzo Leoni Montanari, Vicenza (Italia).

На рассматриваемой иконе при сохранении всех традиционных элементов иконографии действие перенесено из условного архитектурного стаффажа, на фоне которого иконописцы обычно «показывали» рождение Марии, в палату, отчасти напоминающую интерьеры голландских художников XVII века. Пространство иконы строится по законам прямой перспективы, примененной, однако, не везде последовательно, и трактовано вполне в «новоевропейском» духе. Важнейшие события отнесены вглубь комнаты и помещены — как на авансцене — на приподнятом красном подиуме, нарочито испещренном рисунком паркета. Анна полусидит на высоких подушках на роскошном ложе под балдахином: царский чертог, уготованный для пребывания в нем Бога Слова, «Чертог Света» литургической поэзии и метафорический образ древней иконы получил здесь вполне конкретное изображение. Подходящая к Анне служанка с красивым золотым блюдом заменила обычное шествие дев с дарами. Их изображение связывали с византийской придворной церемонией принесения подарков царственной роженице. На Руси также существовал обычай одаривать мать и младенца сосудами из драгоценных металлов и кубками с монетами. Неизменно сохраняясь в русской иконописи в течение нескольких столетий, эта сцена отражала представления о Богоматери как о Царице Небесной. Высокий пафос ее на иконе из собрания В. А. Бондаренко сменился вполне жизненным, естественным мотивом прислуживания Анне, подобно тому, как в простую подставку для кушаний превратился стоящий у ее ложа стол, ранее предназначавшийся для принесенных даров и вызывавший ассоциации с алтарем-трапезой — самым распространенным мариологическим символом. Потрясенный чудом рождения дочери Иоаким, робко выглядывавший из окна палат на древней иконе, теперь величественно восседает на богато украшенном кресле-престоле, подчеркивающем высокое положение хозяина дома. Сцена омовения младенца, размещенная внизу в подчеркнутой зеленым полом земной зоне, была унаследована византийской иконографией от античного искусства и трактовалась как прообраз будущего крещения и очищения всего человечества. В гимнографии чудо рождения Марии у неплодной Анны часто сравнивается с чудесным иссечением Моисеем из камня воды, напоившей в безводной пустыне жаждущих; с процветшей пустыней, ставшей благоуханным раем, фонтаном живой воды, напоившей страждущих новой жизни. На иконе Василия Уланова об этой символике напоминает прозрачная струя воды, льющаяся из драгоценного сосуда, который служанка наклоняет над золотой чашей. Ее пробует рукой женщина, держащая на коленях новорожденную. Однако и в данном случае высокий символический уровень сцены «снимается» очаровательными, но вполне обыденными деталями. С неподдельной искренностью мастер подмечает башмачок, спадающий с ноги служанки, приготовленную простынь для пеленания младенца, красивую чашу с водой, естественно стоящую на трех ножках. Поэтизируя мир повседневных вещей, абсолютно несвойственных «очищенной» от них иконе, он создает уютное замкнутое жилое пространство, живо напоминающее камерные сцены «малых голландцев», у которых самые простые обыденные предметы становились равноправными «героями» живописного повествования. Несмотря на то, что икона напоминает театральные кулисы, где одновременно происходит несколько действий, разыгрываются мизансцены, она исполнена простых человеческих переживаний, домашнего уюта, простого смысла. Все это вторглось в иконопись, естественно, разрушая ее основы, вследствие того, что в искусстве этого времени существенно большее, чем прежде, значение стала приобретать личность мастера, его индивидуальный внутренний мир. При сохранении иконного характера композиции, скованности движений, условных драпировок, употребления золотых пробелов, Василий Уланов вводит пышные и нарядные одеяния, использует светотеневые эффекты, типичные для художников-живописцев. В его творчестве отразился тот художественный стиль, который сформировался в Оружейной палате и культивировался большинством ее жалованных (штатных) художников, и который выразил новое, по сравнению с древнерусским, миропонимание человека — уже достаточно раскрепощенного и свободного от средневековых взглядов на окружающее его пространство.

Ярким представителем этого направления и был автор рассматриваемой иконы, Василий Иванов Уланов, младший брат выдающегося иконописца конца XVII–XVIII вв. Кирилла Уланова. Однако и на фоне своего известного брата Василий обладал ярко выраженной индивидуальной манерой письма. С 1692 г. он был штатным художником Оружейной палаты, исполнял заказы членов царской семьи и придворных кругов своего времени, много писал икон для московских храмов, по частным заказам. В начале XVIII в. разделил судьбу многих мастеров иконописной мастерской Оружейной палаты, зарабатывая частными заказами в Москве и Подмосковье, а после ее практического уничтожения работал в Поволжье. Последние сведения о нем относятся к 1726 г. Среди дошедших до нас немногих подписных произведений икона из собрания В. А. Бондаренко — самая поздняя. Следуя канонам «живоподобного» письма — самой примечательной черте художников школы Оружейной палаты, стремившихся к анатомической правильности в передаче объемной пластики формы, Василий Уланов еще более усиливает это ощущение. При этом в отличие от смягченной, растушеванной манеры личного письма других мастеров, в моделировке ликов он использует значительный контраст между сильной разбелкой и нарочито темной коричневой основой. В исполнении драпировок применяет живописные светотеневые эффекты.


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6228