▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Успение Богоматери
Изображения с более высоким разрешением:

Успение Богоматери

Школа или худ. центр: Средняя Русь (Ростовские земли)

Первая половина XV в.

63.3 × 37.5 см

Частное собрание при Фонде Святого и Всехвального апостола Андрея Первозванного (Москва), Россия

См. в «Галерее»:

 Обретенные сокровища 2004 

УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ
Первая половина XV века. Средняя Русь (Ростовские земли). Дерево, темпера, 63,3 × 37,5

В основе сюжета, не описанного евангелистами, лежит широкий пласт гимнографических произведений, гомилий и торжественных слов отцов Церкви на праздник Успения Богоматери. На развитие композиции и появление отдельных ее деталей повлияли апокрифические произведения, в первую очередь, Слова на Успение, приписываемые Иоанну Богослову и Иоанну Солунскому. В рассматриваемой иконе использован один из относительно «кратких» иконографических вариантов «Успения», не включавших подробностей прощания с умершей Богородицей и событий, сопутствующих ее погребению (летящих на облаках апостолов, чуда с отсечением рук Авфонии, сцен вознесения Марии и вручения пояса апостолу Фоме). Такие лаконичные композиции были характерны не для торжественных храмовых икон, а для небольших моленных и праздничных образов, получивших широкое распространение в искусстве XIV — первой половины XV в., прежде всего, в монашеской среде.

Узкая основа иконы подчеркнута необычным распределением фигур святых, отодвинутых от центра и плотно вписанных в границы вытянутых архитектурных сооружений. Заметно выделены увенчанные нимбами святители Иаков брат Божий, первый епископ Иерусалима, и Дионисий Ареопагит, взгляды которых обращены не к мертвому телу Марии, а к бережно поддерживаемой на руках Христа маленькой фигурке ее Души. Их изображения созвучны словам гомилии на Успение Григория Паламы, утверждавшего, что богообщение возможно лишь посредством Богоматери: «через нее единую мы приобщаемся Богу, существу Неприкосновенному». Прислуживавшие Марии в ее доме девы и вдовы образуют с епископами одну — небесную зону изображения и заметно возвышаются над апостолами. Это иллюстрирует слова стихиры на Успение, предлагающей «и девам вознестись на высоту с Матерью Царя», вслед Царице войти к Жениху. Сведенное к минимальной глубине почти двумерное пространство строится по принципу лествицы, где ее взбирающиеся ступени последовательно занимают плоскостные, словно утратившие материальную тяжесть большеголовые фигуры. Очевидна связь с текстом праздничного канона, где смерть Богородицы сравнивается с лествицей, по которой человечество восходит от земли на небо: «О дивное чудо: источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает» (самогласны, гл. 1).

Традиционная иконография сцены нарушается расположением апостолов, которые не окружают ложе, оплакивая Богородицу, не выражают свою скорбь и горе активными жестами, не припадают к ее стопам, не склоняются к изголовью, не совершают прощального поцелуя, — что было характерно для иконографии конца XIV — первой половины XV в. Неподвижность их застылых фигур напоминает деисусное предстояние: взирая на Марию, апостолы словно приобщаются чудесному, таинственному видению. Сложенные руки Павла напоминают жест, с которым подходят к причастию, что также находит параллели в гомилиях XIV в., где ложе с телом Богородицы часто уподобляется жертвенному алтарю.


«Успение», написано на обороте доски «Донской Богоматери» (около 1390, ГТГ).

Икона заметно отличается от типичного для живописи этого времени образа теофании, мистического явления Христа, окруженного темно-синим ореолом — сгустком божественной энергии, придающим происходящему ирреальность и духовную пронзительность, как это видно на обороте «Донской Богоматери» (около 1390). В рассматриваемой иконе яркая вспышка такого света сменилась нежно-голубым, небесным свечением, которое концентрируется и сдерживается миндалевидной аурой. Христос появляется не внезапно, но словно пребывает в этом мягко излучающемся свете.

Уникальной особенностью иконы, не имеющей аналогий в византийском искусстве, является свиток в скрещенных на груди руках Богоматери. Его появление отражает древний чин отпевания мирян, во время которого читалась разрешающая грехи молитва, ее текст и влагался в руки умершего в виде свернутой хартии. Вложенный в руки безгрешной Пречистой Девы свиток следует рассматривать как знак подчинения ее законам Церкви Нового Завета, в то время как другие события земной жизни Марии свидетельствовали о принадлежности ее Церкви Ветхозаветной. Образ Богоматери со свитком — носительницы Слова, известен на фронтисписах византийских рукописей, например, на миниатюре Синайского Евангелия (греч. 204) конца X в. Праздничные гомилии на Успение называют ее «одушевленной скрижалью», на которой перстом Божиим «было запечатлено Воплотившееся Слово». «Где одушевленная трапеза, — восклицает Иоанн Дамаскин, — где новый свиток, в нем же неизреченно Бог Слово нерукотворно начертался?» (III слово на Успение).

С этими идеями связана еще одна редкая особенность иконы — приоткрытый глаз Марии. Сохранение нетленности ее тела во время физической смерти отцы Церкви объясняли верой в предельно возможное для человека обожение Богородицы. Смерть для нее становится животворным сном, как говорится в кондаке канона Козьмы Маюмского: «Сном жизни успе Мария бдяще взором». В начальных строфах того же кондака она прославляется как «в молитвах неусыпающая Богородица».

Перед нами лаконичный художественный образ, рожденный достаточно скупыми живописными средствами. Апостолы, епископы, девы погружены в состояние созерцания, а увиденное ими понимается как переживание личного духовного опыта. Мужественные и сильные лики лишены решительности и суровости, в них нет ничего пронзительно-острого. Напротив, многие из них умиленно-радостные, прозревшие, уже постигшие божественный свет. Апостолы-духовидцы не взирают на светящуюся ауру Христа, — она остается для них светом невещественным, но именно он, озаряя и отражаясь на их ликах, создает ощущение просветленности и покоя. Созерцательность, а не теофаническое явление Христа является главным содержанием иконы, передающей не прощание и оплакивание, но само умозрение. Образ созвучен молитвенному состоянию монаха, о котором писал Исаак Сирин: «Очищение души заключается в преодолении и погашении чувств... тогда становится возможным подлинное и достоверное видение».

Данные элементы позволяют предполагать, что образ был создан в аскетической монашеской среде, далекой от художественных изысков и чуждой любования богатыми живописными эффектами. Его скупой язык сродни молитвенному подвигу монахов-отшельников, духовидцев, идеалом которых были смирение, кротость, душевная сердечность, любовь. Представляется, что подобные небольшие легкие иконы могли быть долгое время единственными моленными образами немногочисленной братии, уединившейся в малом деревянном храме для молитвенного подвига. Примечательно, что именно на рубеже XIV–XV вв., вместе с распространением идей «умной молитвы», на Руси появляется немало Успенских монастырей, основанных учениками и последователями Сергия Радонежского. В одной из таких среднерусских обителей и могли написать рассматриваемую икону. В этом случае икона «Успение» из собрания В. А. Бондаренко оказывается редким примером воплощения духовного опыта русской аскезы; произведением, принадлежащим одному из самых строгих и глубоко-созерцательных направлений среднерусской иконописи рубежа — первой трети XV века, — направления параллельного тому, которое мы знаем по классическим памятникам рублевской эпохи.


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6226