▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Другие языки
Рождество Христово с избранными святыми
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Рождество Христово с избранными святыми

Евдокия, Иоанн Лествичник и Ульяна

Школа или худ. центр: Новгород

Первая половина XV в.

57 × 42 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12010

Из собрания И. C. Остроухова.

Алпатов отмечал, что особенность иконы в том, что большинство фигур стоит, «предстоит», а не склоняется, как, например, в московском «Рождестве» из Звенигорода.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 106 
¦
43. Рождество Христово1 и избранные святые.

1 Истоки иконографии «Рождества Христова» восходят к древнехристианскому искусству. Она сложилась на основе евангельских текстов и апокрифической литературы.
В композиции иллюстрируется легенда о рождении девой Марией божественного младенца Иисуса Христа в пещере, служившей хлевом для скота. Это событие сопровождалось ангельским пением и появлением на небе огромной «вифлеемской звезды», приведшей к пещере волхвов из дальних стран с дарами. Рядом с Иосифом, сидящим обычно внизу, всегда изображается старец пастух, одетый в шкуру. Он олицетворяет «дух сомнения» (см. об этом L. Ouspensky, L’icone de la nativité du Christ, Paris (б/г.), стр. 6). Во второй половине XVI и XVII вв., в связи со стремлением к подробному иллюстрированию всех деталей легенды, часто в композицию вводятся дополнительные сцены: «Бегство в Египет», «Сон волхвов», «Избиение младенцев», «Плач жен». В XVII в. иногда вместо пещеры действие развертывается среди каменных руин, как в западном искусстве (Н. Покровский, Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских, Спб., 1892, 48–98; G. Millet, Recherches sur l’iconographie de l’évangile aux XIV, XV et XVI siècles…, Paris, 1916, стр. 93–169; L. Ouspensky und W. Lossky, Der Sinn der Ikonen. Bern und Olten, 1952, стр. 163).

Начало XV века. Новгородская школа.

В центре композиции на фоне черной пещеры, на ложе, написанном киноварью, полулежит Богоматерь. В пещере в яслях спеленутый младенец, рядом — вол и осел. По сторонам, среди уступов гор — волхвы с дарами и пастух, играющий на рожке; выше — три ангела; ниже — Иосиф, перед ним старец — «дух сомнения», одетый в овечью шкуру, и сцена омовения младенца. На верхнем поле изображены поясные фигуры: Евдокии, Иоанна Лествичника и Ульяны. Вохрение сильно высветленное, с движками по оливковому санкирю. Красочная гамма звучных интенсивных тонов: голубоватых, зеленоватых, сиреневых, темно-лиловых и киноварных. Горки с четкими гранями и лещадками голубые, с сиреневыми притенениями, на зеленых кустиках красные плоды. Фон светло-желтый с более темными желтыми полями в два тона. Надписи красные и белые.

Доска липовая, шпонки врезные, односторонние. Паволока, левкас, яичная темпера. 57×42.

Собр. И. С. Остроухова.

Поступила из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова в 1929 году. [12010]  с. 106 
  
¦

 Лазарев 2000/1 

  
 с. 242 
¦
49. Рождество Христово с избранными святыми (Евдокия, Иоанн Лествичник и Ульяна)

Первая половина XV века. 57×42. Третьяковская галерея, Москва [12010].

Из собрания И. С. Остроухова. Сохранность хорошая. Утраты в нижней части доски. Эта икона благодаря своему превосходному состоянию сохранности дает верное представление о колорите новгородской иконописи.  с. 242 
  
¦



Детали

[A] Ангелы

[B] Иосиф со старцем

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 572