▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Другие языки
Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом

Школа или худ. центр: Псков

Конец XIII — начало XIV вв.

141 × 111 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14907

Из церкви Илии Пророка села Выбуты близ Пскова.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 182
¦
140. Илья пророк в пустыне, с житием и с деисусом.

XIII век. Псковская школа.

Илья, седовласый старец, представлен прислушивающимся к божественному голосу, который был не в большом сильном ветре, раздирающем горы и сокрушающем скалы, не в землетрясении, а в веянии тихого ветра1. Илья, одетый в лиловый хитон и блекло-зеленый гиматий, сидит среди кирпично-розовых, жемчужно-серых и фиолетовых холмов, поросших цветами. Лицо Ильи написано сплошной заливкой плотной охрой песочного оттенка. На верхнем поле деисус поясной из семи фигур. На боковых полях сцены жития:

  1. Спящему на ложе пророку Илье явился ангел с повелением Божиим;
  2. Савах, отец Ильи, рассказывает двум священникам иерусалимским о чудесных явлениях, сопровождавших рождение сына;
  3. Илья просит Бога наказать безбожных идолопоклонников израильтян засухой;
  4. Илья встречает вдовицу Сарептскую;
  5. Илья за трапезой в доме вдовицы;
  6. Илья воскрешает сына вдовицы;
  7. Авдий, слуга царя израильского Ахава, кланяется Илье и говорит, что «царь его ищет»;
  8. Илья обличает царя Ахава.

На нижнем поле сохранились контуры позднее написанных фигур, счищенных при реставрации, и небольшие фрагменты древних житийных клейм. Среди них угадываются сцены:

  1. Жертвоприношение языческих жрецов и Ильи;
  2. Илья, закалывающий жрецов;
  3. Илья и его ученик пророк Елисей переходят Иордан.

В последнем, 12-м клейме почти ничего не сохранилось. Вероятнее всего, здесь было представлено Огненное восхождение Ильи пророка на небо. Сцены в клеймах малофигурные с холмообразными горками и архитектурой очень простых форм. В 8-м клейме, над престолом царя Ахава, узорное украшение, выполненное сажей и белилами, типичное для псковского искусства. Вохрение на полях, так же как и в среднике, плотное, песочного оттенка, но с небольшим притенением поверх охры. Основные цвета красочной гаммы клейм и деисуса — синий, серый, коричневый, розовато-коричневый светлого тона, кирпично-розовый, темно- и светло-сиреневый. Фон — потемневшее серебро, возможно, с примесью олова.

1 Редкая композиция, иллюстрирующая библейский текст: «И се мимо пойдет Господь и дух велик и крепок разоряя горы и сокрушая камение в горе перед Господем, (но) не в дусе Господь: и по дусе трус и не в трусе Господь и по трусе огнь, и не в огни Господь: и по огнии глас хлада тонка и тамо Господь» («Третья книга царств» XIX, 11–12). Более распространена другая композиция Ильи пророка в пустыне, сложившаяся на основе другого сюжета житийной легенды, где рассказывается о том, что во время трехлетней засухи, посланной на землю Богом по просьбе Ильи пророка, последний скрывался «у потока Хорива, что против Иордана», и его кормил ворон ( «Третья книга царств» XVII, 1–6).

Доска сосновая. От древних шпонок уцелела одна, на деревянных гвоздях, на нижнем торце. На обороте набивные шпонки на железных кованых гвоздях, более позднего времени. Паволока, левкас, яичная темпера. 141 × 111.

Происходит из церкви Ильи пророка села Выбуты2 близ Пскова.

2 Село Выбуты или Лыбуты по преданию — родина княгини Ольги. Пороги на реке Великой в этом месте называются «Ольгины следы» («Живописная Россия», т. 1, ч. 1–2, Спб., 1881, стр. 470).

Раскрыта в ЦГРМ в 1920-х годах Г. О. Чириковым и И. И. Сусловым.

Поступила из ЦГРМ в 1931 году. [14907] с. 182
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 323 
¦
68. Илья Пророк с житием

Конец XIII — начало XIV века. 141×111. Третьяковская галерея, Москва [14907].

Из церкви Ильи Пророка в селе Выбуты близ Пскова. Сохранность посредственная. Большие утраты на олове фона и на нижнем поле, где на месте житийных сцен были позднее написаны полуфигуры святых. Много смытостей верхнего красочного слоя. От нижних житийных сцен уцелели лишь незначительные фрагменты.  с. 323 
  
¦



Детали

[A] Илия Пророк

Клейма:

  1. Ангел предсказывает Саваху, отцу Илии, рождение сына
  2. Савах говорит о видении первосвященникам
  3. Илия запрещает дождь
  4. Илия встречает Сарептскую вдовицу
  5. Илия в доме вдовицы умножает хлеба
  6. Илия воскрешает сына вдовицы
  7. Авдий, посланник царя Ахава, встречает Илию
  8. Илия обличает царя Ахава
  9. Жертвоприношение языческих жрецов
  10. Жертвоприношение Илии
  11. Илия закалывает жрецов Ваала
  12. Пророк Елисей следует за Илией
  13. Илия и Елисей переходят Иордан посуху
  14. Огненное вознесение Илии

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 479