▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
по группам (деисусные, праздничные чины и др.)
Другие языки

Таблетки из собора Cв. Софии в Новгороде


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50
  1. Чудо архангела Михаила в Хонех [Конец XV — начало XVI вв.]
  2. Евстратий, Артемий, Полиевкт [Конец XV — начало XVI вв.]
  3. Рождество Богоматери [Конец XV — начало XVI вв.]
  4. Симеон Столпник, Иоанн Богослов, апостол Филипп [Конец XV — начало XVI вв.]
  5. Воздвижение Креста [Конец XV — начало XVI вв.]
  6. Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский [Конец XV — начало XVI вв.]
  7. Покров Богоматери [Конец XV — начало XVI вв.]
  8. Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник [Конец XV — начало XVI вв.]
  9. Собор Архангелов [Конец XV — начало XVI вв.]
  10. Три отрока в пещи огненной [Конец XV — начало XVI вв.]
  11. Введение во храм [Конец XV — начало XVI вв.]
  12. Косма, Дамиан, Иаков Перский [Конец XV — начало XVI вв.]
  13. Рождество Христово [Конец XV — начало XVI вв.]
  14. Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный [Середина XV в.]
  15. Крещение [Конец XV — начало XVI вв.]
  16. Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Игнатий Богоносец [Конец XV — начало XVI вв.]
  17. Сретение [Конец XV — начало XVI вв.]
  18. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов [Конец XV — начало XVI вв.]
  19. Спас Вседержитель [Конец XV — начало XVI вв.]
  20. Сорок мучеников севастийских [Конец XV — начало XVI вв.]
  21. Благовещение [Конец XV — начало XVI вв.]
  22. Феодор Студит, Феодосий Великий (?) и Ефрем Сирин [Конец XV — начало XVI вв.]
  23. Воскрешение Лазаря [Конец XV — начало XVI вв.]
  24. Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений Великий [Конец XV — начало XVI вв.]
  25. Вход в Иерусалим [Конец XV — начало XVI вв.]
  26. Петр Митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский [Конец XV — начало XVI вв.]
  27. Тайная вечеря, Омовение ног, Моление о чаше, Предание Иуды [Конец XV — начало XVI вв.]
  28. Бичевание Христа, Надругание над Христом, Шествие на Голгофу, Восхождение на крест [Конец XV — начало XVI вв.]
  29. Целование Иуды. Христос перед Каиафой и Анной. Отречение апостола Петра. Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату [Конец XV — начало XVI вв.]
  30. Испрошение тела Христа у Понтия Пилата. Снятие со Креста. Положение во гроб. Явление ангела женам мироносицам [Конец XV — начало XVI вв.]
  31. Распятие [Конец XV — начало XVI вв.]
  32. Афанасий Афонский, Варлаам, царевич Иоасаф [Конец XV — начало XVI вв.]
  33. Уверение Фомы [Конец XV — начало XVI вв.]
  34. Иисус беседует с книжниками (Преполовение) [Конец XV — начало XVI вв.]
  35. Вознесение [Конец XV — начало XVI вв.]
  36. Феодор Стратилат и Феодор Тирон [Конец XV — начало XVI вв.]
  37. Троица [Конец XV — начало XVI вв.]
  38. Богоматерь с младенцем [Конец XV — начало XVI вв.]
  39. Сошествие Святого Духа на апостолов [Конец XV — начало XVI вв.]
  40. Отшельники Макарий Египетский, Онуфрий Великий и Петр Афонский [Конец XV — начало XVI вв.]
  41. Рождество Иоанна Предтечи [Конец XV — начало XVI вв.]
  42. Собор апостолов [Конец XV — начало XVI вв.]
  43. Преображение [Конец XV — начало XVI вв.]
  44. Владимир, Борис, Глеб [Конец XV — начало XVI вв.]
  45. Успение [Конец XV — начало XVI вв.]
  46. Илия Пророк, преподобный Пимен и Моисей Мурин [Конец XV — начало XVI вв.]
  47. Иоанн Предтеча в пустыне [Конец XV — начало XVI вв.]
  48. Прокопий, Никита и Евстафий [Конец XV — начало XVI вв.]
  49. Спас Нерукотворный [Конец XV — начало XVI вв.]
  50. О Тебе радуется [Конец XV — начало XVI вв.]

 Лазарев 2000/1 

  
 с. 244 
¦
59. Покров Богоматери, Собор Архангелов. Оборот — Три отрока в пещи огненной. Страсти (Бичевание Христа, Надругание над Христом, Шествие на Голгофу, Восхождение на крест). Отшельники Макарий Египетский, Онуфрий Великий и Петр Афонский. Иоанн Предтеча в пустыне

Конец XV — начало XVI века. Холст, левкас, яичная темпера. 24×19,5. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород [3104, 3102, 3093, 3096] и Русский музей, Ленинград [233].

Таблетки из собора св. Софии в Новгороде. В Новгородском музее хранится девятнадцать двусторонних таблеток. Первоначально их было намного больше, к тому же они были разрознены и частично заменены более поздними иконами. Одна таблетка попала в Русский музей (Иоанн Предтеча в пустыне, на обороте — святые Прокопий, Никита и Евстафий), одна (Троица, на обороте — Богоматерь Одигитрия) — в частное английское собрание, две (Рождество Христово, на обороте — Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный; Преображение, на обороте — Владимир, Борис и Глеб) — в собрание П. Д. Корина (Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина, № 5, с. 31–33, ил. 14–17), шесть таблеток — в Третьяковскую галерею (Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи, т. I, № 112 [Введение во храм; Косма, Дамиан, Иаков Перский], 113 [Вознесение; Феодор Стратилат и Феодор Тирон], 115 [Вход в Иерусалим; Петр Митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский], 120 [Рождество Иоанна Предтечи; Собор апостолов], 122 [Успение; Илия Пророк, преподобный Пимен и Моисей Мурин], 128 [Страсти Христовы; Страсти Христовы], ил. 90). В «Троице» чувствуются несомненные отголоски прославленного рублевского творения, в «Одигитрии» — отголоски известной иконы Дионисия из Ферапонтова монастыря. Это говорит о том, что в софийские таблетки уже просочились московские влияния, которые, однако, не стали определяющим фактором. Из той же мастерской вышла икона из собрания В. Верлина в Париже («Иисус беседует с книжниками»), почти точно повторяющая аналогичную композицию на одной из таблеток. Три сцены Страстей из дополнительного праздничного ряда Софийского иконостаса (Шествие на Голгофу, Восхождение на крест, Испрошение тела Христа у Пилата), написанного в 1509 году Андреем Лаврентьевым и Иваном Дермой Ярцевым, говорят о том, что мастерская, выпустившая таблетки, имела теснейшее отношение к архиепископскому двору (эти дополнения к более старым «праздникам» XIV века были выполнены по повелению архиепископа Серапиона — IV Новгородская летопись). Сцены «Шествие на Голгофу» и «Восхождение на крест» (Филатов В. В. Иконостас новгородского Софийского собора. Предварительная публикация. — В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода, с. 70–80) почти буквально совпадают с аналогичными сюжетами на таблетках, но носят более ярко выраженный «иконописный» характер. Наиболее полное собрание таблеток, этого особого вида иконописи, во многом близкого к миниатюре, хранится в Третьяковской галерее (Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи, т. I, № 60, 71, 86, 90, 92, 93, 112, 113, 115, 120, 122, 126, 128–131). Ср.: Kjellin H. Ryska ikoner i svensk och norsk ägo, S. 82–88, Taf. XXIII–XXVI; Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина, № 5, с. 31–33, ил. 14–17; Onasch K. Ikonen, Taf. 49–55, S. 369.  с. 244 
  
¦

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.